Путешествие «железкой»: как жителям Днепра отстоять свои права
Жители Днепра и Днепропетровской области часто путешествуют поездом и сталкиваются с такими проблемами, как грязные белье, стаканы, салфетки, или же ужасная жара в вагоне, то ли, наоборот, холод. И несмотря на то, что руководство «Укрзалізниці» в течение последних лет регулярно говорит о модернизации своих составов и проведении реформ, обычные пассажиры этого не ощущают. Единственный факт налицо – подорожание билетов и ухудшающийся сервис.
На что жалуются
В социальных сетях пассажиры активно делятся фотографиями и видео со своих поездок в поездах по Украине, а в новостях регулярными стали сюжеты и статьи о том, что на пассажиров падают верхние полки. «Укрзалізниця», согласно всем положениям законодательства, несет ответственность за качество предоставляемых услуг. Есть нормативный акт «Правила перевозки пассажиров», когда в момент покупки билета между пассажиром и перевозчиком заключается договор, каждый имеет взаимные права и обязательства», – говорит адвокат Юлия Франскевич.
Она отмечает, что пассажир обязан не нарушать правила общественного порядка и не портить имущество железнодорожной компании, а перевозчик обязуется сделать время в пути максимально комфортным. Например, на законодательном уровне предусмотрено наличие питьевой воды в вагонах всех категорий, в туалетах должны быть мыло и бумага, а проводники обязаны перед каждым рейсом менять настольные салфетки, шторы, солнечные занавески. Также предусмотрено, что в вагонах не должно быть поврежденных окон, с трещинами на стекле, неработающих лампочек или поломанной вентиляции. «Почти во всех категориях поездов предусмотрено наличие кондиционера. Но есть три исключения. Не может быть кондиционеров в вагонах третьего класса поездов «Интерсити», пригородных электричках и в плацкартных вагонах ночных пассажирских нескоростных поездов. Все остальные – должны быть оборудованы исправно работающими кондиционерами. Температура в вагоне в летний период – не более +26 оС, в зимний – не менее +20 оС. Если пассажир чувствует дискомфорт, он имеет право обратиться к проводнику и начальнику поезда с официальной жалобой и требовать, чтобы его бесплатно перевели в вагон, где температурный режим соблюдается», – говорит Юлия Франскевич.
Грамотный подход
«Когда пассажир покупает билет и заходит в вагон – он становится потребителем услуг, а поставщиком является железнодорожная компания. Она должна подчинятся Закону Украины «О защите прав потребителей», в котором предусмотрено, что если пассажир, то есть потребитель, получает услугу ненадлежащего качества, то последний имеет право на компенсацию материального и морального ущерба», – уточняет Юлия Франскевич.
По ее словам, те пассажиры, которые не пожалели времени и подали в суд на «Укрзалізницю» из-за нарушения их прав – иски выиграли и добились компенсаций. Адвокат отмечает, что пассажиры освобождены от уплаты судебного сбора и все, что от них требуется, – грамотно сформулированный иск.
«При наличии спорной ситуации и достаточного количества времени отстоять права пассажира в суде – реально. Основным залогом успеха является подготовка доказательной базы», – говорит Юлия Франскевич.
В качестве доказательств необходимо сохранить оригинал проездного документа и, в зависимости от сложившейся ситуации, собрать максимальное количество письменных показаний свидетелей, которые ехали вместе с истцом. Подойдут также акты, которые составляются с проводником и начальником поезда, протоколы полицейских, различные справки, фотографии, видео. Чем больше документальных доказательств, тем больше шансов выиграть дело.
Анастасия Нефретова, фото pixabay