Рождество Пресвятой Богородицы — символ единения Бога с человеческим началом

21 сентября православные христиане отмечают один из главных религиозных праздников осени — Рождество Пресвятой Богородицы, или Вторую Пречистую.

Он открывает новый церковный год, так как история Нового Завета начинается с появления на свет девочки, которую назовут Престолом Бога и Дверью, через которую явится Спаситель мира Иисус Христос.

ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ

В Писании ничего не сказано о Рождестве Пресвятой Богородицы. Подробности этого события стали известны благодаря апокрифическому тексту середины II века — «Протоевангелие Иакова». По преданию, Дева Мария родилась в Иерусалиме. В то же время распространена версия, по которой Она появилась на свет в Назарете. Этот небольшой городок расположен в Нижней Галилее, в самом сердце Эздрелонской долины, окруженной горами, «обнимающими» несколько важнейших христианских святынь. К тому времени он исторически ничем себя не проявил, поэтому люди с легким презрением говорили: «Из Назарета может ли быть что доброе?» Именно здесь жили немолодые благочестивые супруги Иоаким и Анна, избранные Господом в качестве прародителей Спасителя.

Семья была зажиточной и глубоко верующей. Удручало отсутствие детей, что в ветхозаветном Израиле считалось проклятием, поэтому Иоаким и Анна непрестанно просили Бога послать им радость в ребенке, хотя надежды на это у них почти не оставалось.

Особенно тяжело переживал «бесчадие» Иоаким, тем более, что, принося в церковь дары, постоянно слышал со стороны священнослужителей напоминание о том, что он недостоин милости Божией, поэтому однажды решил не возвращаться к жене и отправился в пустыню, где постился сорок дней и сорок ночей.

Анна считала виновницей семейного бесплодия себя, глубоко скорбела и усердно молила Бога послать их семье долгожданное дитя. В один из таких моментов ей явился Ангел со словами: «Твоя молитва услышана, ты зачнешь и родишь дочь благословенную, выше всех земных дочерей. Ради Нее благословятся все роды земные. Нареки Ее Мария». Услышав это, Анна поклонилась Ангелу и пообещала, если дитя действительно родится, то она отдаст его Господу на служение. Тот же Ангел предстал и перед Иоакимом, сказав ему: «Бог милостиво принял твои молитвы. Жена твоя Анна родит дочь, о которой весь мир будет радоваться. Знамение верности моих слов: иди в Иерусалим, и там, у Золотых ворот, встретишь свою жену». Иоаким немедля отправился в Иерусалим, прихватив с собой жертвенные дары для Бога и священников. Придя в Иерусалим, он, как предсказал Ангел, встретил Анну и, проведя еще некоторое время в Иерусалиме, праведная чета возвратилась домой, в Назарет. По прошествии положенного срока Анна родила дочь, как повелел ей Ангел.

Спустя год, Иоаким устроил пир, на который созвал священников, старейшин и своих знакомых. Когда все собрались, он высоко поднял свою Благословенную Дочь и попросил священников благословить Ее. В трехлетнем возрасте Марию отдали в Иерусалимский храм, где она служила Господу до совершеннолетия, очищая душу молитвами. Судя по письменным источникам, христиане начали отмечать Рождество Пресвятой Богородицы в V веке, хотя первый храм в Ее честь был построен в Иерусалиме по приказу равноапостольной царицы Елены еще в IV веке.

ПОМОЩНИЦА И ЗАСТУПНИЦА

Во все времена Богоматерь почитают как помощницу и заступницу, покровительницу женщин и утешение для бездетных семей. Она является символом единения Бога с человеческим началом.
В день праздника нужно пойти в церковь и помолиться, попросить у Богородицы семейного счастья. Бездетные женщины могут на Вторую Пречистую просить о рождении ребенка, заказав особый молебен: считалось, что их желание обязательно сбудется. Молятся и за детей, не появившихся на свет, — просят всех святых дать им имена и окрестить их души.

В народе Рождество Богородицы символизирует приход осени. В этот день наши предки отмечали праздник урожая, возносили благодарность Божьей Матери за щедроты и просили помощи на следующий год. Дома иконы с Ее изображением украшали цветами и веточками калины, которой в этот праздник принято запастись на зиму. Хозяйки пекли каравай или особый хлеб, приукрашивая его сверху буквами Р и Б. Готовили суп из рыбы или грибов, пироги с рыбной и грибной начинкой. Было принято собираться за праздничным столом всей семьей. После трапезы, прихватив с собой выпечку, люди шли к реке или озеру и устраивали там гуляния. Угощали друг друга свежим хлебом и водили хороводы вокруг самой пожилой соседушки.

ЗАПРЕТЫ И ПРИМЕТЫ

Как и в другие великие религиозные праздники, в день Рождества Пресвятой Богородицы нельзя заниматься любой работой по дому и тяжелой физической — на подворье. Также нельзя есть мясо и употреблять алкоголь; ходить босиком по траве, «собирая» болезни; пользоваться ножницами, стричь волосы и резать хлеб; ругаться и скандалить, чтобы не рассердить Богородицу; выбрасывать остатки; проходить мимо нищих, не подав милостыню, — женщинам это грозит бесплодием.

Празднику посвящены многие приметы — вот некоторые из них:

* Туман утром — октябрь будет дождливым; быстро рассеивается — к переменчивой погоде.
* Если пошел дождь, то «задержится» на 40 дней, а зима будет ранней и холодной.
* Много паутины и быстро высыхающая утренняя роса — к морозной и малоснежной зиме.
* Радуга на небе — к теплой осени.
* Пришла Пречистая — на дереве чисто.

РУКОТВОРНЫЕ ОБРАЗЫ

На иконах, посвященных Рождеству Пресвятой Богородицы, в самом центре обычно изображают ее мать, лежащую на высоком ложе в окружении повитух, служанок и женщин с дарами. Чуть в стороне в купели омывают новорожденную Марию. Со временем сюжет дополнялся новыми подробностями. Появились изображения стола с дарами, птиц, водоема и прочих деталей. Иногда икону дополняют сюжетами из истории праздника — Иоакимом в пустыне или явлением ангела. Самые древние изображения Рождества Пресвятой Богородицы, дошедшие до наших дней, относятся к X-XI векам. В основном, это фрески старых храмов: Софийского собора в Киеве, грузинского храма Успения Богородицы в Атени, Преображенского собора Мирожского мужского монастыря в Пскове (РФ).

СПРАВКА «ВП»

«Протоевангелие Иакова» — апокрифическое евангелие (апокриф — от др.-греческого «скрытый»), написанное во II веке, не внесенное Церковью в библейский канон, но входящее в состав Священного Писания как «полезное для благочестия». Термин «протоевангелие» означает книгу событий жизни Иисуса Христа, произошедших до того, что было описано четырьмя каноническими евангелиями Нового Завета. В ней повествуется о детстве и юности Девы Марии, рождении Христа в пещере и гибели Захарии, отца Иоанна Крестителя. Возможно, это самый ранний текст, удостоверяющий поклонение Деве Марии, тем не менее, книга в V веке была включена в список «запрещенных». Но уже с середины XVI века, после издания на латинском и греческом языках, «Протоевангелие Иакова» закрепилось в научной литературе.

Полина Дмитриева
фото: из открытых источников