Рубеж ответственности авиадиспетчеров
Миллионы людей по всему миру совершают полеты на авиалайнерах, и их безопасность зависит от профессионализма пилотов, технической исправности воздушных суден, погодных условий. Но во многом – и от работы авиадиспетчеров. Они, как и пилоты, и техники, не имеют права на ошибку. Накануне Дня авиации Украины корреспондент «Вістей» отправилась в Днепровский региональный диспетчерский центр Украэроруха.
ВОЗДУШНЫЙ КОРИДОР
В каждом аэропорту есть аэродромно-диспетчерская вышка Украэроруха, с которой осуществляется контроль за маршрутами руления, очередностью выхода на взлетно-посадочную полосу и воздушным пространством в коридоре 20 км от оси полосы по направлению взлета или посадки. А районные диспетчерские центры Украэроруха в Днепре, Киеве, Одессе и Львове ответственны за глобальное воздушное пространство. В зоне ответственности днепровского центра – Запорожская, Донецкая, Луганская, Херсонская и часть Николаевской области, а также часть Черного моря.
Начальник днепровского Центра организации воздушного движения Александр Соколенко рассказал, с чего все начиналось. «До основания Украэроруха все службы Управления воздушным движением входили в так называемые объединенные авиаотряды. Но в 1992 году при Министерстве транспорта был создан Комитет по использованию воздушного пространства. На основании мирового опыта навигационную систему выделили в отдельную госструктуру. Аппаратура на тот момент выработала свой ресурс и не модернизировалась. На предприятии постепенно все заменили, установили современные локаторы, компьютерное оборудование», – говорит он.
ГЛАВНАЯ ОБЯЗАННОСТЬ
«Наша главная обязанность – обеспечение безопасности полетов. Диспетчер следит, чтобы не было угрозы столкновения. При необходимости он сообщает пилоту о смене высоты или корректирует курс, обеспечивая оптимальный профиль полета и экономию топлива. Если диспетчер увидел, что заданный маршрут можно сократить – дает установку на борт. Также передает пилотам информацию об изменениях погоды, сообщает о необходимости обхода грозовых очагов. Рекомендует уйти на второй круг, встать в зону ожидания или лететь в ближайший аэропорт, если посадка может быть небезопасной», – сообщил Александр Соколенко.
В обязанности диспетчера также входит предоставление помощи в случае возникновения непредвиденной ситуации на борту. К примеру, если в воздухе отказал один из двигателей, диспетчер дает самолету более низкий эшелон и следит, чтобы не было опасного сближения с другими участниками воздушного движения. Также передается информация о проблемах на борту принимающему диспетчеру следующего района полетной информации, чтобы на земле были готовы встретить аварийный рейс.
Где же люди этой профессии получают образование? «При СССР специалистов готовили в высших летных училищах гражданской авиации – в Риге и Кировограде, а также в Ленинградской академии воздушного транспорта, – рассказывает Александр Соколенко. – Ныне в Украине специалистов готовят Киевский национальный авиационный университет и его филиал в Кировограде. После окончания вуза – пять-шесть месяцев стажировки».
РАБОЧИЙ ЗАЛ
Разумеется, представление о работе авиадиспетчеров не было бы полноценным без знакомства с диспетчерским залом. Атмосфера здесь спокойная – кинематограф показывает совсем другую картинку. В фильмах диспетчеры, не отрываясь от мониторов, горячо общаются по спецсвязи, слышна постоянная многоголосица. «Несколько лет назад, когда были загружены авиатрассы над Крымом, Черным морем и Донбассом, в Днепропетровске работа тоже кипела, один диспетчер мог вести до 15 лайнеров одновременно, непрерывно велись переговоры с пилотами», – предугадывает мой вопрос собеседник.
В зале по кругу установлены мониторы, на которые выводится подробная информация о самолетах в подконтрольном воздушном пространстве: номер рейса, тип самолета, скорость, откуда и куда летит, элементы координации, метеоинформация. Рабочее пространство разделено на семь секторов. В каждом – работают по два сотрудника. Один – исполнительный диспетчер, который осуществляет радиосвязь с экипажем, второй – выполняет элементы координации. Контролирует действия диспетчеров руководитель полетов, рабочее место которого – в центре зала.
ТРЕХМЕРНОЕ МЫШЛЕНИЕ
«До появления компьютеров информацию передавали по радиосвязи. Диспетчеры на бумаге составляли графики, которые помогали определить, как движется самолет, в каком направлении и с какой скоростью. К примеру, на одном участке с 79-го до 129-го км по дальности могло быть пять лайнеров. Скорость каждого – до 950 км/ч. Нужно было четко понимать, где какой борт находится, просчитывать, кому нужно снизиться и когда, а кому – подняться. Информацию, которая сейчас автоматически появляется и обновляется на мониторах, необходимо было постоянно обрабатывать в ручном режиме, держать все в памяти, анализировать. С появлением автоматических радиопеленгаторов на экранах мониторов уже четко видели, где находится самолет и в каком направлении двигается. С каждой ступенью эволюции техники становилось все больше вспомогательной информации», – рассказал Соколенко.
Также «Вістям» уделил несколько минут руководитель полетов Римантас Тамошюнас. Диспетчер с тридцатилетним стажем рассказал о нештатной ситуации, случившейся несколько лет назад. «На борту авиалайнера женщина начала рожать раньше срока. Командир воздушного судна принял решение садиться в ближайшем аэропорту. Мы обеспечили не только снижение и безопасный заход на посадку, но и машину скорой помощи».
Авиадиспетчер Виктор Лубенников в свой двадцатиминутный перерыв поделился некоторыми тонкостями профессии: «Нам необходимо обладать так называемым трехмерным мышлением, ведь на экране радара всего две плоскости. Нужно постоянно просчитывать, какая ситуация сложится, как удачно обойти грозовой участок или вовремя скорректировать курс при малейшей угрозе столкновения. Также важно отличное знание языка, так как диалоги радиообмена производятся исключительно на английском. От точной передачи информации зависит правильность действий пилота».
ЕКАТЕРИНА ЧЕРЕДНИЧЕНКО, ФОТО АВТОРА