Руки Натальи Пилипенко из Никополя создают нам чудо

Ошибана или прессованная флористика — это искусство создания картин из высушенных лепестков цветов, листьев, стеблей и семян трав. То есть, ошибана — это живопись растительным материалом. Однако художник-флорист из Никополя Наталья Пилипенко выполняет пейзажи, натюрморты, цветочные композиции не только в традиционной японской технике, но и смело экспериментирует. Об этом и многом другом — в эксклюзивном интервью для читателей «Вістей».

ВОСТРЕБОВАННЫЙ НАТЮРЕЛЬ

Картины никопольчанки Натальи Пилипенко насыщены красками. И краски эти — только из природных материалов! Наверное, поэтому они несут радость, добрые эмоции и помогают людям, даже равнодушным к изобразительному искусству, увидеть прекрасное среди обыденного.

— Прессованной флористикой я занимаюсь около 12 лет, — рассказывает Наталья Пилипенко. — Это искусство возникло в Японии еще шестьсот лет назад, а может и ранее. Ошибана применялась в воспитании японских самураев. Почему? Да потому, что, осваивая эту технику, самураи приучались к терпению, точности движений, умению концентрировать внимание, развивали зрительную память, мелкую моторику рук, образность мышления и интеллект.

— Как Вы узнали об этом искусстве? У кого учились?

— Сын Артем как-то принес мне журнал, где на одной страничке увидела фотографию секретаря-референта, которая оформляла свое рабочее место. Там были маленькие картины, выполненные в неизвестной мне технике. Я обратила внимание на этот интересный стиль и попросила внука Илью найти контактные телефоны редакции. Позвонили редактору издания, и он сказал, что это ошибана киевского мастера Татьяны Бердник. Недолго думая, я поехала в Киев, встретилась с Татьяной. Оказалось, что она как раз набирала группу учеников. В общем, все сложилось самым лучшим образом. Я ездила к ней каждую субботу на протяжении года. В группе занимались молодые девушки и я — «тетка из провинции». Но в конце обучения все девушки отсеялись, а я осталась, окончила курсы, получила сертификат. Татьяна открыла мне свои секреты мастерства, мы дружим до сих пор.

— Чем Вас привлек этот вид искусства?

— Это экодизайн (или натюрель) из натурального материала. В нынешнее время экологический стиль — один из самых востребованных. Такие картины дают ощущение свежести и близости к природе.

СОЕДИНИТЬ­ ­НЕСОВМЕСТИМОЕ

— Какая Ваша первая картина?

— Я ее сделала сама, еще до курсов по технике выполнения ошибана. Она называется «Петиков уступ». Было такое уникальное место в никопольских плавнях. Эта картина посвящена моему дедушке. Он был священником, но когда в Советском Союзе стали притеснять религиозных деятелей, ушел в плавни. Построил там шалаш, охотился, рыбачил, возделывал бахчу, огород, работал на пасеке… Мы жили в коммунальном дворе. Это было тяжелое послевоенное время. Когда дедушка привозил домой добытые в плавнях дары природы, то поручал мне, маленькой, угощать соседей. Мы раздавали половину урожая.

— С чего начинаете работу над картиной?

— Продумываю сюжет. Я должна его мысленно увидеть во всех деталях и запомнить. Эскиз не пишу. Иногда делаю набросок, чтобы не потерять «изюминку». Когда образ готов, берусь за дело, а растения подсказывают оттенками и фактурой как лучше воплотить мой замысел в жизнь. Иногда я задумываю одно, а получается совсем по-другому, если непослушное растение изменит мою композицию в неожиданном ракурсе.

— Есть ли отличие Ваших работ от традиционной техники ошибана?

— Вначале я делала свои работы на картоне и дереве, как учили на курсах. Потом решила сделать ошибана на холсте. Позже появились витражные работы — на стекле или между двумя стеклами, картины на шелке и на коже. Мне интересно экспериментировать, соединять, казалось бы, несовместимое. Например, ошибана на живописном фоне или в сочетании с фотографией. Моя совместная работа с талантливыми никопольскими фотографами Сергеем Талочко и Настей Михно показала, что фотопортреты флористикой смотрятся очень красиво, необычно. А главное, природный материал помогает раскрыть характер человека.

— Откуда берете сюжеты?

— Из головы, сердца, памяти и моих детских впечатлений. Подсказками Интернета не пользуюсь. Копировать не люблю. А вдохновение мне дает моя дружная семья: муж Александр занимается корнепластикой, изготовил пресс для засушки растительного материала, он же — мой первый критик. Дочь Оксана — мастер декоративно-прикладного искусства, у нее золотые руки и прекрасный вкус, часто дает мне дельные советы.

БОЛЬШЕ ­ПОЗИТИВА

— Как и где собираете материал?

— Везде, где бываю. Каждый вечер мы с мужем прогуливаемся, любуемся природой, разговариваем по душам и собираем травку, листики, цветы необычной формы или цвета. Мы часто путешествуем и оттуда привозим гербарий. Соседи, знакомые тоже обеспечивают разным растительным материалом. Даже если просто иду по улице, начинаю присматриваться. Меня спрашивают: «Вы что-то потеряли?». — «Нет, — отвечаю, — наоборот, нашла!» И показываю листик, весь изъеденный жучками, как кружево. Или вот едут машины, им под колеса попадают листья и получаются скелетированными: остаются одни жилочки, которые я часто использую в своих работах.

— Какая тематика наиболее Вас привлекает: натюрморт, пейзаж, портрет или, может, сказочные сюжеты?

— Больше всего я люблю пейзажи. Они очень романтичные, живописные, с насыщенной композицией. Участвуют много растений. Я даже затрудняюсь сказать, сколько. Много оттенков. Это сложно, но очень интересно. Еще у меня есть цветочные композиции и немного натюрмортов.

— Самая любимая картина и почему?

— Люблю все свои картины, но моя первая работа «Петиков уступ» — самая любимая. Она, может быть, не самая изысканная, но я ее делала с таким трудом, творческими муками, слезами и напряжением душевных сил… Легче подобрать краски, чем найти нужный оттенок в природе. Иногда бросаю работу над картиной, ухожу на городскую набережную или в парк, успокаиваюсь и возвращаюсь домой. Меня снова тянет взяться за создание. Могу встать ночью, если пришло вдохновение, и трудиться над этюдом, забывая обо всем остальном.

— Для чего создаете свои уникальные творения?

— Хочу оставить на память потомкам те исторические места Никополя, которые уничтожают, застраивая новыми коттеджами, или уникальные уголки природы нашего края, которые уже исчезли. У меня есть целая серия картин, посвященных никопольским плавням. Это выставочные работы. Я их не продаю.

Мои творения создает природа, и они отражают ее красоту. Я часто участвую в художественных выставках и обожаю наблюдать за людьми. Они приходят с «железными» глазами и застывшей маской бытовой озабоченности на лице. Но, по мере рассматривания моих работ, их глаза приобретают блеск, они начинают улыбаться. Люди благодарят меня и говорят, что у них на душе стало легче, светлее. Вот это — самое важное.

Елена ЩЕРБОВА,

фото Василия Архипова


Метки: , , ,