Сандра Крмаджян: «Мир сам подскажет»
Артисты театра им. Леси Украинки г. Каменского репетируют спектакль по пьесе Мариуса фон Майенбурга «Урод». Автор сценографии постановки – киевский художник и архитектор Александра (Сандра) Крмаджян. В эксклюзивном интервью «Вістям» она рассказала, как архитекторы становятся сценографами, и почему
обычная дорога домой превращается в необычную.
Вольный художник
– Александра, в твоей судьбе прочное место заняли и архитектура, и театр. Как так случилось?
– Жизнь короткая, а увлечений слишком много. Я – человек неугомонный. На данном этапе – художник-постановщик, архитектор и, когда хочу, актриса в независимых театрах. Мне интересно работать именно в таком формате.
Все, что создается на сцене, – это та же архитектура! Своеобразный такой кубик Рубика: есть виденье режиссера, есть твои личные чувства, есть материалы, т. е. визуальная часть, и как все это между собой тасуется-перетасовывается – невероятно интересно.
Театр всегда был в моих мыслях. Мечталось не только смотреть спектакли, а и создавать их. В центре Киева на Прорезной есть ресторанчик, куда отец часто водил меня. Завсегдатаями там были артисты, что неудивительно – рядом Театр русской драмы, Молодой театр, «Сузір’я». Отец с легкостью заводил с артистами беседу. Они разговаривали. Я слушала. В результате, поняла, что артист – человек подневольный. Назначат на роль, и ничего не попишешь, нужно играть. И кого волнует, по душе ли актеру его роль. Я же всегда хотела сама все решать. Если не нравится материал, зачем мне за него браться?
– И ты решила стать вольным художником?
– Во всех смыслах (улыбается). Поступила в Национальную академию изобразительного искусства. Вуз дал мне сразу две профессии – художника и архитектора. Здания – это определенный message, часть нашей жизни. Мы в них живем. Совмещение технических и эмоциональных моментов завораживает. И вдохновляет… В работу погружаюсь только, если что-то во мне зажигается.
Каждую минуту что-то меняется …
– А в данный момент, что тебя зажигает в работе архитектора?
– Ландшафтная архитектура… Всегда стараюсь понять, чем дышит заказчик, о чем мечтает, стремлюсь создать пейзаж, который бы гармонизировал эмоциональное состояние владельца дома. Почему мне это интересно? Объясню на примере театра. Человек, наконец-то, вырвался из серых будней, решил устроить себе праздник – перенестись в храм искусства! Пространство перед театром должно подготавливать зрителя к просмотру. Что-то вроде актерского упражнения «черта», когда ты оставляешь позади все бытовые мысли, работу, неурядицы и готов воспринимать другую информацию.
– Сцена все так же манит?
– К сожалению, времени остается все меньше и меньше. Последняя моя актерская работа в киевском театре-студии «SPLASH» – роль в спектакле по пьесе С. Мрожека «В открытом море» (режиссер Александра Бадаламенти, премьера состоялась меньше месяца назад). Сценография этого спектакля тоже моя.
Играть – для меня очень важно. Как можно придумать сценографию, ничего не понимая в актерском мастерстве? Нужно улавливать новые веяния в сценическом искусстве. Каждую минуту что-то меняется – это факт! И, следовательно, тебе тоже надо развиваться.
С первого курса мой день делился на две части. Первую – я посвящала учебе, вторую -театру-студии «РАЙДО». Сами создавали костюмы, декорации. Сами освещали и озвучивали спектакль. Под конец учебы мы с моим лучшим другом Антоном Литвиновым решили работать вместе: он – как режиссер, а я – как художник. Создали «Культурное объединение «Hronotop.UA». И нам понравилось…
Есть что сказать
– Как возникает идея?
– Ну, так быстро и не ответишь… Читаешь-читаешь, пытаешься уловить определенную эмоцию, настроение, волну именно этой пьесы, а потом … мир тебе сам подскажет. Самое главное – полностью отдаться этой волне, погрузиться в материал, и тогда озарение придет даже во время обычного пути домой, который в итоге становится необычным. Замечаешь то, что не видела ранее: текстуру, пластику здания или человеческое движение…. Каждый человек – это целый мир, от которого можно вдохновиться.
– Сейчас киевский режиссер Юлия Мороз ставит в театре Каменского спектакль «Урод». По твоим эскизам готовятся декорации, шьются костюмы. Как возникла мысль о совместной работе?
– Мы много слышали друг о друге. Юля в Диком театре поставила спектакль «Бути знизу». Я посмотрела его. Через время мы, наконец-то, визуально (улыбается) познакомились. Потом Юля позвонила и предложила совместный проект. Прислала текст «Урода». Оказалось, что нам обеим есть что сказать этим спектаклем зрителю. Отсюда пошла работа…
Алена Карапыш,
фото Светланы Змеевой и Юлии Аппен