Судьба печатных изданий: газеты должны жить!

Утро. В комнате витает аромат бабушкиных фирменных оладьев. В кресле сидит дедушка и громко читает газету «Аргументы и Факты»… Именно такие воспоминания всплывают в памяти из детства, проведенного у бабушки с дедушкой в гостях. Чтение для них было всем — и главным источником информации, и возможностью отвлечься от повседневных дней, и просто хобби. И не только для них. Чтение утренних газет еще 30-40 лет назад было общественной привычкой. К сожалению, в настоящее время она утеряна…

УТЕРЯННАЯ ТРАДИЦИЯ

В нынешнем, стремительно развивающемся мире технологий, где в считанные секунды с любого смартфона, планшета или компьютера можно найти интересующую информацию, печатные СМИ теряют свои позиции. Люди перестали ждать свежий напечатанный выпуск для того, чтобы прочесть интересные статьи и познакомиться с новостями. Имеет ли смысл выпускать газеты, если у электронных версий так много плюсов? Безусловно, имеет. В необходимости печатных изданий, газет, журналов не может быть сомнений. Один из главных аргументов в пользу печатных СМИ — ответственность за публикацию. От момента стучащих по клавиатуре пальцев журналиста до выхода номера текст обрабатывают несколько раз. Как говорится: что написано пером, не вырубишь топором.

ЧИТАТЬ — ЭТО МОДНО

Если тренд перемещения читателя в онлайн особенно заметен в Украине, то в Америке и Европе издатели газет и журналов не теряют оптимизма, полагая, что у печатных СМИ — светлое будущее. К слову, в 2017 году тираж американской газеты «New York Times» вырос в 10 раз, легендарной «The Wall Street Journal» — втрое. А в Азии тиражи просто взлетели. В Японии люди выписывают сразу по несколько печатных изданий, поэтому газеты там выходят многомиллионными тиражами. Все дело в том, что жители развитых стран массово отвернулись от электроники и взяли в руки газету или журнал. Люди устали от виртуальной информации, которая в 90% не отображает действительности. Да, любой новостной сайт отлично выполняет функцию оповещения. Но без аналитики, оценки произошедших событий, проверки фактов такая информация выглядит неполноценной. Газета выигрывает не в оперативности, а в качестве. Об этом говорят и цифры Всемирной газетной и новостной ассоциации (WAN-IFRA): 40% взрослого населения планеты ежедневно читает именно газеты.

Должно ли государство брать активное участие в развитии печатной отрасли? Представьте: каждый юноша и каждая девушка до 24 лет могут выбрать одну из газет и подписаться на нее на год совершенно бесплатно. Фантастика? Нет, реальность. Только реально это не в Украине, а во Франции, где для бесплатной подписки молодежи выделяется из бюджета 15 млн евро в год. Уже есть позитивные итоги данного эксперимента: молодые люди стали больше читать печатные СМИ, возрос уровень доверия к прессе.

ПОЧЕМУ СОКРАЩАЮТСЯ ТИРАЖИ

К сожалению, сегодня в Украине каналы доставки прессы умирают быстрее, чем сама пресса. И именно разрушение системы сбыта привело к тому, что тиражи катастрофически сокращаются. С городских улиц стремительно исчезают киоски с печатной прессой. А в связи с закрытием отделений в небольших городках и сокращением штата «Укрпочты» доставка прессы целевой аудитории еще более усложнилась. Населенные пункты, в которых нет ни почтальонов, ни отделений, встали перед вопросом, как доставлять газеты?

С другой стороны, «Укрпочта» каждый год поднимает цены на логистические услуги, что тоже бьет по подписным тиражам. Подписчик сталкивается с новыми ценами.

Люди в небольших населенных пунктах часто жалуются на то, что почтовые отправления, газеты и журналы доставляются один-два раза в неделю. И сегодня сумка почтальона переполнена не печатными изданиями, а стиральными порошками, мылом, семечками, чипсами и прочими товарами, которыми их обязали торговать. Как итог — годами наработанная репутация почтовиков разрушается на глазах.

ОТСУТСТВУЕТ ПОДДЕРЖКА

О судьбе украинских газет и журналов корреспондент «Вістей» спросила у председателя Национального союза журналистов Украины Сергея Томиленко.

Сергей Томиленко— На сегодняшний день, к сожалению, существенно падают подписные тиражи украинских изданий. Прежде всего, это происходит из-за агрессивной политики нынешнего руководства «Укрпочты», которое уменьшает количество почтовых отделений, увольняет почтальонов, конфликтует с главными редакторами газет и скрывает масштабы кризиса на рынке подписки. Доказательством этому является наше последнее исследование: 40% национальных украинских СМИ в подписных тиражах составляют шесть самых дешевых изданий по каталогу. Нас также беспокоит то, что закрываются киоски прессы, крупные торговые сети планируют прекратить ее реализацию. Например, «АТБ» сообщила о прекращении торговли печатными изданиями. Ключевой мы видим вину государства. Отсутствует поддержка украинских СМИ. Представители власти должны понимать, что доступность к различным каналам информации — это, прежде всего, общественная функция и защита информационного пространства. Сегодня перспективы украинской прессы, к сожалению, туманны. Заинтересованность в прессе может возрасти только при условии, если команда нового Президента, новый парламент и Кабмин действительно захотят сделать выводы из предыдущего периода и «выстроить» отношения с прессой заново. Следует внедрить новые методы информационной политики, в частности направленные на улучшение информирования украинцев и на поддержку украинского медиабизнеса.

Сергей Томиленко также добавил, что преимущества печатной прессы перед Интернетом, социальными сетями и телевидением, это, прежде всего, наличие аналитических материалов, проверка фактов, возможность сохранения и архивирования информации.

— Мы не должны возвышать одно СМИ над другим, но за счет качественной работы «газетчиков», которые думают над серьезными темами, над изложением материала и визуализацией, каждый человек может в удобное для него время взять газету или журнал и познакомиться с массивом качественной информации, — добавил председатель НСЖУ.

ЧТО ИНТЕРЕСНО ЧИТАТЕЛЮ

Профессор Университета таможенного дела и финансов, член Правления Днепропетровской областной организации Национального союза журналистов Украины, доктор наук по государственному управлению Валерий Дрешпак также высказал свое видение относительно будущего украинской прессы.

Валерій Дрешпак«Сколько должно быть рекламы на страницах газеты для функционирования редакции? Опрошенные мной коллеги называли объем в 30%. Еще в конце 90-х — начале 2000-х я самостоятельно делал расчеты, и тогда также выходил где-то на 30%… А теперь поговорим о содержании материалов на тех 70-75% газетной площади, которые остались непроданными. Их, собственно, также нужно продать, но уже непосредственно читателю. И вот здесь время задать вопрос: а что ему, читателю, интересно? Как показал опрос представителей региональных СМИ в сентябре-октябре 2018 года, лишь 12% данных медиа имеют подробное описание их читательской аудитории. Могу предположить, что для районных изданий этот показатель еще ниже, хотя на городском уровне редакции обычно знают своих постоянных читателей. Поэтому публикации городских и областных СМИ действительно соответствуют потребностям их аудитории. Предложенный мной опрос в Фейсбук показал следующее: во-первых, читателей интересуют материалы, объясняющие события и явления (т.е. аналитика), затем те, которые просто информируют, те, которые дают что-то «для души» и в завершение — те, которые являются полезными «для дома и семьи». Важную ремарку в комментариях к этому опросу сделала моя коллега, отметив, что в связи с неритмичной работой почтовых отделений «газету можно поймать где-то через неделю», — поделился Валерий Дрешпак.

Татьяна ЛозаТатьяна Лоза, бизнес-тренер, доктор философии в области методологии обучения и личностного развития, г. Днепр:
— Я читаю печатные издания, но в последнее время все реже. При этом моя жажда поглощения новой информации не стала меньше. Все банально: Интернет стремительно заполняет все пространство. Но я выросла в мире бумаги, а не гаджетов, поэтому очень люблю читать с карандашом в руках. Пока есть люди, которые не пользуются Всемирной паутиной, бумажные издания обязательно должны существовать. Их популяризация возможна только путем предоставления очень качественного и эксклюзивного контента. Если в газетах и журналах каждая статья будет на вес золота, тогда шорох бумаг зазвучит как победный марш изданий. Для этого печатным СМИ нужно изучить вкусы современного поколения и предложить ему качественно новый продукт. Оптимистично верю в такое развитие событий.

МНЕНИЯ ЖИТЕЛЕЙ ДНЕПРА И ОБЛАСТИ

ИННА ПАШНИНА, директор свадебных салонов Fashion Bride и Dominiss, г. Днепр:
— Я обожаю читать газеты и журналы. Даже в эпоху стремительно развивающегося онлайн ресурса ничто не заменит ощущения «хрустящих» страниц и запаха новой газеты… Настоящие они что ли … А нам так не хватает сейчас реального и настоящего.

СВЕТЛАНА СИДЕНКО, Никопольский район:
— Среди людей старшего поколения газеты не теряют своей популярности. Да, молодежи важен Интернет, но нам нужны газеты. Лично я никогда не переставала их выписывать. Сегодня это пять полюбившихся изданий: районная и областная газеты, городские. Их подписка на полгода обходиться где-то в 500 гривен. Что больше всего нравится в газетах? В первую очередь — разноплановость. Важно, чтобы была информация, например, о медицинской, образовательной реформах, мнения и комментарии специалистов. Интересно узнать, что происходит в городе, области, Украине и мире. Я люблю почитать исторические заметки, статьи об известных земляках, рецепты. Хорошо, когда в одной газете можно все это найти. Но иногда издание — это четыре страницы с поздравлениями, объявлениями и соболезнованиями. Хотя, наверное, и у таких газет есть свой читатель.
К сожалению, в наше время печатные издания не совсем доступны. И я говорю не о финансах. Да, пенсионеры не всегда могут выделить сотни гривен на подписку. Но где покупать газеты? В одной точке на рынке или отделении Укрпочты, которое находится совсем не близко? Недавно отдыхали в Скадовске, так в городке негде купить кроссворды… А это курортный городок, что говорить уже о селах. Это ненормальная ситуация.

ЛЮБОВЬ ВАРАКУТА, продавец, с. Старовишнивецкое Синельниковский район:
— К сожалению, в нашем селе прессу приносят несвоевременно. К тому же цены на газеты очень выросли. Раньше много выписывала печатных изданий.

АЛЕКСАНДР КРАВЧЕНКО, студент, г. Днепр:
— Мой папа постоянно выписывает и читает «Берег надій» и «Вісті Придніпров’я». Ждет с нетерпением каждый выпуск. Думаю, я тоже буду читать газеты, но лет в 40-50, если, конечно, к этому времени печатные издания не уйдут в историю.

В завершение хочется добавить: если мы, украинцы, хотим, чтобы наша страна стала европейским государством, мы и сами должны стремиться быть, как европейцы. А они, как думающие люди, которые уже устали от оглупляющей виртуальности, возвращаются к газетам и предпочитают читать новости именно там, а не в Интернете. Поэтому бумажная версия остается элитным продуктом для образованной аудитории. А собственно такой является аудитория качественной печатной прессы в любой развитой стране.

Желаем, чтобы ваше утро всегда начиналось с прочтения интересных и полезных газет!

НАТАЛИЯ РУДА, МАРГАРИТА СОПИЛЬНЯК