Световой дизайнер из Днепра разработал особенную подсветку (фото)

В декабре 2020 года световой дизайнер из Днепра Николай Каблука вместе со своей командой заняли первое место в IES ILLUMINATION AWARDS — самом престижном и авторитетном мировом конкурсе светового дизайна. Победу им принес костел Святого Николая в Киеве, для которого компания разработала особенную подсветку. Кроме этого, в портфолио виртуоза — множество популярных зданий Днепра, Украины и мира, которые красуются под световой разработкой нашего земляка. Подробнее о конкурсе и направлениях светового дизайна эксклюзивно для «Вістей» рассказал Николай Каблука.

Николай Каблука

УСПЕШНАЯ КОМАНДА

— Когда и почему Вы стали заниматься световым дизайном?

— Я занимаюсь дизайном освещения уже 20 лет. После окончания университета основал светотехническую компанию Expolight, и начал развивать культуру светового дизайна в Украине. Постепенно компания вышла на всеукраинский уровень, а затем и на международный. Сейчас Expolight является лидером в сфере архитектурного освещения страны. Мое образование не имеет отношения к свету, т.к. в Украине не обучают этому. И только собирая знания по крупицам и познавая эту специальность уже на реальном опыте, мне удалось основать собственную компанию и вывести ее на мировой уровень. В 2020 году получил степень masters degree по специальности Architectural Lighting Design в Hochschule Wismar, University of Applied Sciences, Technology, Business and Design. Также в 2019 году был приглашен преподавать в новом частном вузе — Харьковской школе архитектуры. Там преподают специалисты со всего мира. Ее цель — изменить подход к устаревшему архитектурному образованию Украины и дать возможность получить более качественные и прогрессивные знания.

— Что такое световой дизайн?

— Архитектура проявляется светом! Световой дизайн (Прим. ред. — Проектирование, разработка, конструирование, расчет освещения) является усилителем и катализатором задумки архитектора. Всего лишь по-разному организованный свет вызывает у нас яркие картины и эмоции от нахождения в той же ситуации. Это неразрывный тандем, как Инь и Ян.

— Как разрабатывается один световой дизайн? Опишите, пожалуйста, процесс работы на примере.

— Мы предоставляем полный спектр услуг в сфере освещения, беря на себя все разработки и изыскания, предоставляя заказчику эстетически выверенные и оптимальные решения. Наша работа начинается на этапе разработки концепции проекта, назначении его куратора и проработки графической части дизайнерами. На финальном этапе мы устанавливаем и тестируем все освещение в разное время суток.

— Расскажите о команде, с которой Вы обычно создаете проекты.

— Нас около 70 человек, имеем много разных отделов, которые позволяют полностью реализовывать проекты под ключ, начиная с разработки концепта и заканчивая реализацией. Также у нас есть собственная стеклодувная мастерская, позволяющая создавать авторские стеклянные светильники и интегрировать в них свет.

Николай Каблука

ПОПУЛЯРНЫЕ ЗДАНИЯ

— Где можно увидеть ваши работы? Какие здания красуются под вашим светом?

— Работы компании можно увидеть во многих городах Украины, а также за границей: в Пекине, Доминикане, США, Казахстане, Испании, Грузии, Армении, Марокко, Литве. Если говорить о Днепре, то это такие объекты, как Пассаж, бульвар Короленко, лазерная световая инсталляция в сквере Прибрежный, бульвары Яворницкого, Екатеринославский, Босфор, Сохо, Новый мост, училище культуры, Менора, Каскад, Новый Центр, Башни-близнецы и другие.

— Насколько популярен и востребован световой дизайн в Днепре и Украине в целом?

— На данный момент световой дизайн очень востребован и все больше архитекторов на этапе проектирования подключают световых дизайнеров для разработки этой части проекта.

— Как развивается направление светового дизайна? Как оно изменилось за последние 5-10 лет?

— Когда я начинал этим заниматься, в Украине на тот момент ниша архитектурного освещения и светового дизайна была совсем не развита. Архитекторы при проектировании не учитывали этот аспект и много лет данный вопрос считался второстепенным и необязательным. Даже в украинских архитектурных университетах до сих пор не преподается архитектурное освещение как отдельная дисциплина, и нет возможности в нашей стране получить образование по этой специальности. Очень много усилий было вложено за годы деятельности в развитие архитектурного светового дизайна, и теперь уже архитекторы на этапе проектирования подключают световых дизайнеров для разработки этой части проекта.

Николай Каблука

ПРОСЛАВЛЯЯ УКРАИНУ

— Как узнали о конкурсе IES ILLUMINATION AWARDS, который принес вам победу?

— В профессиональной среде это самый популярный конкурс. Множество молодых и уже зарекомендовавших себя дизайнеров стремятся принять в нем участие и победить. IES ILLUMINATION AWARDS — самый престижный и авторитетный мировой конкурс светового дизайна. Он проводится профессиональной ассоциацией, основанной еще в 1906 году, со штаб-квартирой в Нью-Йорке. Одним из ее членов был даже Томас Эдисон. Для участия в конкурсе мы заполнили заявку, детально описали проект и предоставили фото/видео материалы. Далее жюри отбирало лучшие проекты по ряду критериев, а затем и победителей. В этом конкурсе победными стали три наши киевских проекта: костел Св. Николая, первая перманентная медиаскульптура в ЖК Чикаго Хаус, а также лайт-арт инсталляция Маяк Инноваций в UNIT.City в Киеве. Мы всегда стремимся к победе, потому что подаем очень сложные и крутые проекты. Мы очень обрадовались, что наши проекты победили и были признаны на мировом уровне. И нам очень приятно продвигать Украину на мировой архитектурно-световой арене, как инновационную и творческую страну.

— Почему выбрали именно костел Святого Николая в Киеве?

— Это памятник архитектуры и любимый многими объект, фасад которого постепенно разрушается. Подсвечивая его, мы решили привлечь общественность к этой проблеме.

— В чем уникальность подсветки костела Святого Николая в Киеве?

— Касаться кабелями и светильниками, сверлить и рисковать повредить хрупкий исторический фасад памятника архитектуры было нельзя, потому мы разработали сложную систему освещения узколучевыми светильниками с крыш соседних зданий с расстояния более 100 м. Кроме этого, свет не вырывается за пределы абриса фасада и не попадает в окна жилых зданий, расположенных за костелом. Это тоже был важный и непростой челлендж, с которым мы справились. Подсветка освещает костел каждый день теплым белым светом. Также в праздничные дни его можно тематически подсветить или же подстроить подсветку под определенные праздники, например, осветить собор цветами флага.

— Наверняка, это далеко не первый конкурс для вашей команды. Поделитесь и другими достижениями.

— Мы принимали участие в ключевых архитектурных проектах Украины, а также сотрудничали с международными архитектурными студиями, такими как Zaha Hadid Architects (Англия), Avro|Ko (New York, London), Driendl Architects (Австрия). Все больше расширяется география проектов: Грузия (Жилой комплекс Axis Towers, Тбилиси), Казахстан (спорткомплекс, г.Астана), США (Будда Бар, Нью-Йорк), Доминикана. Компания является победителем конкурсов Dezeen Awards (2020), IES Ilumination Awards (Нью-Йорк, 2017, 2019), Ukrainian Urban Awards (Киев, 2018), Lighting Design Awards (Лондон, 2018), LIT Lighing Design Awards (Лос-Анджелес, 2018, 2019, 2020), PLDC Awards (Роттердам, 2019). Мы были участниками Paris Design Week (Париж, 2017) и Media Architecture Biennale (Пекин, 2018).

— Какие ваши дальнейшие планы? Возможно, следующую победу принесет уже Днепровская архитектура?

— Деятельность компании не ограничивается просто разработкой светотехнического проекта, поставкой оборудования и монтажом. Очень много внимания уделяем интегрированным решениям, работе с архитекторами, разработке и созданию крафтовых светильников. Сейчас экспериментируем на грани лайт-арта, добавляем к традиционным световым подходам цифровые, интерактивные, медийные технологии. И планируем дальше только развиваться в этом направлении. Отдельное важное направление в работе компании — стеклодувное производство под брендом Optical Metaphor. Начиная с разработки концепции, идеи и дизайна, мы создаем неповторимые стеклянные светильники и инсталляции, сразу же на этапе проектирования интегрируя в них световые решения.

СОПИЛЬНЯК МАРГАРИТА,
ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА НИКОЛАЯ КАБЛУКИ