Сюрприз от законодателей: установка ГБО под запретом?

Недавно в ВР зарегистрировали законопроект, который, в случае принятия, способен серьезно усложнить жизнь автолюбителям, жела­ющим переоборудовать свое транспортное средство. В частности, как считают эксперты, этот документ сделает фактически невозможной легальную установку ГБО, поскольку обязывает владельца машины получить одобрение производителя.

По сути и по форме

Эксперты и общественность ведут речь о законопроекте № 4683, предполагающем внесение изменений в некоторые законодательные акты Украины в сфере автотранспорта, чтобы привести их в соответствие с актами ЕС. Документ зарегистрировали в парламенте еще 17 мая, сейчас он находится на рассмотрении в комитетах. Что же приводит в недоумение специалистов и автовладельцев?  Как рассказал журналистам адвокат, директор компании «Правовые технологии» Денис Маслов, сегодня установка газового оборудования возможна, если есть разрешение производителя ТС или органа, специально уполномоченного Кабмином. Согласно же изменениям, которые хотят внести, добро на такое переоборудование придется получить и от того, и от другого. «В какой форме владелец машины должен брать разрешение производителя, неизвестно», – говорит юрист.

– Скажем, требуется получить согласие относительно Geely. Нужно написать производителю, причем на китайском, и, видимо, должна быть какая­то форма обращения, бланк. Потом их ответ необходимо снова перевести и отнести его в уполномоченную организацию. Не факт, что этот ответ ее устроит», – согласен с ним и Виталий Олейник, технический директор ООО «Я на ГАЗ». По его мнению, радужная перспектива в данной ситуации – если документ о том, что на ТС возможна установка газобаллонного оборудования, обяжут брать экспортеров авто.

Расширить полномочия

Не совсем понятен специалистам и момент с «упол­номоченной организацией», границами ее компетенций. По мнению, члена совета «Лиги аудиторов Украины» Михаила Крапивко, изменения в Закон о дорожном движении по установке ГБО могут увеличить коррупцию в этой сфере. «Изменения, внесенные на рассмотрение, вызваны требованиями привести отечественное законодательство в соответствие с нормами ЕС. Но у нас любое благое начинание может уйти в коррупционную составляющую. Если бы законодатель конкретно прописал полномочия и обязательства соответствующего органа, отвечающего за предоставление разрешений, она была бы сведена к определенному кругу чиновников», – сказал он. То, что вопрос с газобаллонным оборудованием нужно урегулировать законодательно, у экспертов возражений не вызывает. По словам Виталия Олейника, вариантом могло бы стать расширение полномочий сертифицированных сервисов.

Как сейчас?

Сегодня процедура легального оформления ГБО происходит так: переоборудовав машину, ее владелец должен отправиться в территориальный сервисный центр МВД (бывшие МРЕО) с определенным пакетом документов. В него, в частности, входит сертификат соответствия на ГБО, который выдает установщик. Сделать это нужно в течение 10 дней после установки. В сервисном центре после прохождения ряда процедур вам произведут замену техпаспорта на машину. Обойдется это в сумму около 500 грн. Касательно цены работ, то, по словам Виталия Олейника, сейчас в Днепре установка газобаллонного оборудования обходится в сумму от 8,5 тыс. грн. (к примеру, на «Ланос») до 25 тыс. грн.

Есть мнение

Правда, пока не все усматривают «зраду» в новом законопроекте. Есть мнения, что в документе по недосмотру просто упустили союз «или» между упомянутыми в нем производителем и уполномоченной организацией. Так, гендиректор Все­украинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко, на своей странице в Facebook написал, что запрещать переоборудование на ГБО никто не будет. Как отмечает эксперт, в проекте закона действительно есть требование о получении разрешения от автопроизводителя, и данная норма могла бы создать проблему.

«Это требование – абсолютно нелепое, и могло бы полностью остановить переоборудование авто на ГБО. Но должен сообщить информацию, которой доверяю на 100%. Просто-напросто в статье 32… ошибка, и статью 32 следует читать так: «Не разрешается пере­оборудование транспортного средства без согласия производителя транспортных средств и их составных частей ИЛИ без документа про техническую возможность и условия безопасного переоборудования транспортного средства, выданного специально уполномоченной на это Кабинетом Министров Украины организацией…То есть, необходимо будет иметь или согласие производителя, или разрешение уполномоченной организации», – пишет он. В этой же записи Олег Назаренко уведомляет, что будет выходить с инициативой об  упрощении установки ГБО, его оформления и легализации.

Сергей Копыленко, водитель:

– Я установил ГБО на авто еще при первом подорожании бензина. Это экономичес­ки выгодно. Ведь газ стоит гораздо дешевле, всего 8-9 грн. за литр. Кроме того, машина на газу работает без проблем. Износ деталей меньше, также реже нужно менять моторное масло.

Александр Рыжов, водитель:

– Нестабильная цена бензина, его дороговизна, а также отстутствие со стороны правительства каких-либо поощрений граждан, которые хотят перейти на экологически чистые авто типа электрокаров, приводит к тому, что необходимо переходить на альтернативные виды топлива для своей машины. Я планирую поставить ГБО. Хоть и стоит сейчас это недешево. Многие мои товарищи уже так сделали и не жалеют – цена на газ гораздо меньше, а работает авто на нем не хуже, нежели на бензине. Но если такую процедуру усложнят, то это, конечно, не будет плюсом работы наших законодателей и депутатов.

Галина Ермоленко

 

Залишити відповідь