И шапито, и вулкан: необычная история визитки Днепра (Фото)

Сегодня вряд ли можно представить Днепр без здания цирка на набережной. Оригинальная конструкция сделала его одной из знаковых архитектурных визиток нашего города. 24 декабря минувшего года цирк отпраздновал 38-й день рождения. На самом же деле, он на 96 лет старше и успел поменять не одно «место жительства»…

Разные «шатры»

История цирка началась в 1885 году, когда в Екатеринославе на Качельной площади — бывшей Острожной, где в свое время находилась тюрьма, а сейчас расположен театр оперы и балета, построили «стационарный» шатер — шапито. До этого, по некоторым данным, там устанавливалось несколько шат­ров, которые собирались и разбирались, в зависимости от приезда и отъезда бродячих цирковых трупп. Своим появлением новый шатер был обязан наезднице Александре Перес и ее жениху — Жижетто Труцци, наследнику знаменитой цирковой династии Труцци. Внутри шатра был деревянный пол диаметром 12,8 м, что позволяло лошадям во время представления свободно «галопировать», не спотыкаясь из-за тесноты и не сбрасывая наездников. Места для зрителей находились на ступенях. Цирк пользовался такой популярностью, что спустя время его осчастливила гастролями основная группа Труцци. При этом основатели стянули с «родственников» двойную плату за аренду помещения. Со временем шатерная постройка на Качельной площади обветшала, и цирк переместился на Озерную площадь (ныне — ул. Шмидта). Новое помещение открыло двери для зрителей в феврале 1911 года. Представления давали самые именитые труппы, например,  придворный японский цирк «Микадо», Владимир Дуров — от публики не было отбоя. Особой популярностью пользовались борцы: в цирке работала целая группа под руководством Георга Луриха. В рамках гастролей цирка Труцци выступали известные тяжеловесы Александр Гаркавенко и Иван Заикин, знаменитый Иван Поддубный.

Цирк «на лето»

В первоначальном виде здание просущест­вовало до 1929 года. С 1932-го в Днепропетровске работал цирк-шапито. В 1941 году основная труппа эвакуировалась. В городе остались 19 человек, которые во главе с Александром Ван-Тан-Зяном выступали под названием «Театр иллюзий». В августе 1943 года почти всех артистов сослали в Германию и о том, как сложилась их дальнейшая судьба, по сей день никто ничего не знает.

Прямым попаданием бомбы здание цирка было разрушено. После окончания войны его восстановили, но постоянно требовался ремонт, что создавало неудобства, как для артистов, так и для зрителей. В результате, после последнего представления, которое состоя­лось 13 сентября 1959 года, это здание было снесено. Новое возвели за рекордные полгода — на две тысячи зрительских мест, с балконом и летним фойе. Особую изобретательность потребовало создание ажурного металлического купола цирка. Строители покрыли его несколькими слоями деревянных прокладок и щитов, пропитанных специальным составом, что гарантировало комфортные выступления воздушным гимнастам: летом купол не нагревался, а осенью не охлаждался. По словам кандидата исторических наук, заведующего отделом ДНИМ им. Д. И. Яворницкого Максима Кавуна, автором проекта цирка был киевский архитектор В. А. Жуков. В дальнейшем, проект частично изменили с учетом предложений специалистов, опира-
ющихся на местные условия. «Это массивное здание с большим куполом и шпилем, увенчанным эмблемой гимнастки на трапеции, было сооружено в типичном стиле «сталинский ампир» — с размахом и пафосом, что характерно для многих послевоенных построек», — отметил историк. Торжественное открытие цирка состоялось 23 июня 1960 года. На нем выступила труппа из Белоруссии под руководством заслуженного артиста Евгения Милаева.

Деревянные конструкции сыграли со зданием злую «шутку» — ему пришлось пережить сильнейший пожар. Причина возгорания осталась неизвестной. По местной легенде, в том, что произошло, был виноват акробат, влюбленный в наездницу, которая предпочла ему другого артиста. Ревнивец якобы запер парочку в гримерке и совершил поджог. Пожарным удалось потушить огонь, спасти людей и животных. Здание восстановили, и артисты продолжили выступать. Но, при всех плюсах, у цирка был огромный минус: из-за отсутствия отопления он был открыт только с конца весны до начала осени и потому назывался «летним». Назрела необходимость постройки нового здания, что и было сделано. Старый цирк «на Озерке» оказался заброшенным: из-за «обшарпанного» забора и рекламных щитов видна лишь часть купола. «К великому сожалению, это здание, будучи одной из страниц богатейшей истории нашего города, не является памятником архитектуры ни местного, ни национального значения. Бюджетных денег для его поддержания, не говоря уж о реставрации, нет, и изменить что-либо пока не удается», — добавил Максим Кавун.

И «шапито», и «вулкан»

Новый городской цирк был торжественно открыт на набережной 24 декабря 1980 года представлением «Карнавал идет по свету». «Автором проекта здания является выдающийся днепропетровский архитектор Павел Ниринберг. Можно без преувеличения сказать, что это — самая известная его работа. Павел Ниринберг решил отойти от типового образа цирка, задумав здание пирамидальной формы, с изогнутыми краями и оригинальным куполом, благодаря чему днем — это шатер бродячего цирка — шапито, а вечером, когда зажигаются огни, — вулкан с жерлом с  кипящей «лавой», в которое вставлены шпили с изображениями цирковых зверей. Столь необычное решение подарило Павлу Ниринбергу добрую славу. Ну, а город получил архитектурный объект, не имеющий мировых аналогов», — подчеркнул Максим Кавун.

В цирке все продумано до мелочей — от помещений для животных до единственного в Украине репетиционно-постановочного манежа. Вместимость зала — 1914 человек. За прошедшие 38 лет цирк «освоился» на новом месте, «возмужал». На его арене выступали выдающиеся деятели циркового искусства: М. Румянцев, Н. Капитанова, Юрий Куклачев, Игорь Кио, Юрий  Никулин, Вальтер Запашный, Владимир и Людмила Шевченко, представители динас­тии Дуровых. И сейчас артисты, работающие в нем и приезжающие на гастроли, продолжают радовать зрителей яркими талантами…

Полина Дмитриева,

фото з відкритих джерел