В Днепре разгорается очередной скандал

В Днепре разгорается скандал со строительством давно обещанного крематория, который должен появиться в городе до 2020 года. Выделенное под него место в районе Запорожского шоссе вызвало шквал недовольства у жителей соседнего жилмассива Тополь, которые уже собрали более 2 тысяч подписей, чтобы не допустить подобного соседства.

БЕЗ ГАРИ И ПЫЛИ

Дискуссии о том, что Днепру уже давно не хватает мест под кладбищенские захоронения и городу-миллионнику давно пора обзавестись собственным крематорием, — ведутся уже не одно десятилетие. Крематорий порывались строить не единожды, но до строительства дело так и не дошло. В последние годы проблема стала особенно остро: места на кладбищах стали особым дефицитом, а, по прогнозам, через 12-15 лет их в городе и вовсе не останется.  И вот к конце осени прошлого года в мэрии объявили: за пару лет в городе все же построят долгожданный объект. Ориентировочная стоимость составит сущие пустяки – около 1,5 млн евро.

«Мы изучили опыт других стран – Германии, Испании, Португалии. За образец взяли современные европейские технологии, с серьезными вложениями в печи и фильтры. Это достаточно высокотехнологическое оборудование. Не будет ни запаха, ни пыли, так что такие крематории могут располагаться в 100 метрах от жилого дома. Осталось только определиться с земельным участком. А, кроме того, в декабре приступим к строительству склепов на Запорожском кладбище», — говорил заместитель городского головы Михаил Лысенко.

АУКЦИОН НА МИЛЛИОН

В настоящий момент Департамент благоустройства и инфраструктуры мэрии уже объявил тендер на разработку проектной документации на данное сооружение. На эти цели щедро выделили порядка 1 млн грн.  При этом сам проект вызвал некое недоумение у горожан, обнаруживших в нем, помимо всего прочего, заявку на детскую комнату при крематории, а также залы отдыха и психологической разгрузки для работников с душем и санузлами.

Но еще больше недовольства у днепрян, а в особенности — жителей Нагорной части города, вызвало само месторасположения объекта, под который, как оказалось, выделили 1 га земли на ул. Запорожской, 55 – в районе Запорожского кладбища и дороги от аэропорта, но довольно близко к жилым постройкам. И хотя городские власти заверяют: крематорий будет оборудован по всем европейским нормам очистки и никаких неудобств не вызовет, — таким уверениям жители Тополей не верят.

«Нам уже обещали какой замечательный Новый мост будет, а потом — ни подрядчиков, ни тех, кто обещал, — возмущаются жители. – Очистные сооружения на крематории – удовольствие не из дешевых. Как заявляли чиновники, на фильтры предусмотрены 650 тысяч евро – это более половины от стоимости всего проекта. Где гарантия, что они будут установлены заявленного качества, да и кто потом их будет обслуживать?! Вон, в Харькове дымит-воняет так, что жители квартиры не могут в том районе продать. А Тополь – и так один из самых неблагополучных районов, а тут нам еще такую свинью подкладывают».

ПОХОРОННАЯ «ВИЗИТКА»

При этом жители настаивают: они вовсе не против крематория, но уж место выбрано более чем неудачное.

«Во-первых, он будет находиться прямо на выезде из аэропорта. И первое, что увидят гости нашего города — дым от крематория и похоронные процессии. Такая себе «визитная карточка». Кроме того, все это не так далеко от жилых домов, садиков и школ, — говорит одна из жительниц Наталья Меховова.  — Очень надеемся, что городские власти и мэр города прислушаются к нам и перенесут запланированный объект. Тем более, что раньше при рассмотрении проекта выбирали место за аэропортом – подальше от города».

Жители жилмассива Тополь и соседних микрорайонов уже написали соответствующее открытое письмо к мэру, под которым подписались 2 тысячи горожан. А еще – подали соответствующую петицию.

Но пока в мэрии не видят поводов для беспокойства. Так, по словам заместителя городского головы Михаила Лысенко, нынешние технологии позволяет снизить выбросы крематория практически до «нуля».  Да и даже если исходить из старых СанПиНов еще советских времён (1985 г.) — норма расстояния от домов должна быть не менее 500 метров. Тут же — почти 800. Так что все нормы соблюдены и нет поводов снова откладывать столь важное для города строительство.

Елена ЕГОРОВА