В Днепре можно увидеть авто с историей (Фото)

В Днепре в музее «Машины времени» открылась новая выставка «Ретро-Друзья», на которой можно увидеть экспонаты из коллекции ретротехники семьи Прокофьевых. Журналист «Вістей» собрала самые интересные факты из истории этих старинных авто.

Значок цвета неба

На открытии выставки ретромашины представляли сын и внук легендарного днепровского коллекционера, патриарха советского автомоторетродела Валерия Петровича Прокофьева — Алексей и Ярослав. В коллекции Прокофьевых — около тридцати автомобилей и мотоциклов. Продемонстрировать днепрянам и гостям города отдельные раритеты стало инициативой директора музея «Машины времени» Михаила Прудникова — в преддверии открытия музея Прокофьевых, которое планируется летом.

На выставке «Рет­ро-Друзья» представлены BMW Dixi и авто с деревянным кузовом компании DKW. Алексей Прокофьев рассказал «Вістям», что именно выпуск Dixi в 1927 году стал стартом автомобиле­строения BMW. До этого компания выпускала мотоциклы, а также двигатели к аэропланам и легким самолетам. Об этом напоминает бело-голубой значок BMW- цвета неба.

«Когда BMW расширяла свои производственные мощности, выкупила территорию со складскими ангарами у обанкротившейся компании «Дикси». Там сотрудники BMW обнаружили сложенные на полках части автомобилей и чертежи. Так как это все уже стало собственностью новой компании, было принято решение собрать машины. На них оставили эмблему Dixi и добавили значок BMW. Есть разные модификации этой машины, которые выпускались до 1932 года. В нашей коллекции — вторая модель. Основное отличие в том, что у первой — тормоза идут только на задние колеса, а у второй — и на задние, и на передние», — рассказал Алексей Прокофьев.

А Ярослав Прокофьев дополнил: «На территории Украины такое авто на нынешний день сохранилось только одно. Тут кузов уникальный — дверь открывается против движения. Таких выпущено было всего семь экземпляров. Также важно, что наш автомобиль на ходу».

Реставрация авто

Оказывается, у Dixi очень интересная история, которую Валерию Прокофьеву в 1982 году рассказал ее предыдущий владелец. Он был награжден этим авто за боевые заслуги. «По словам 80-летнего ветерана, все началось с того, что до войны немцы строили под Казанью свою танковую школу. Почему же не в своей стране? Все дело в том, что в Германии после Первой мировой войны по «парижскому договору» было запрещено иметь свои танковые и авиационные подразделения и военно-морской флот. Пришедший к власти Адольф Гитлер подписал договор со Сталиным о том, что немецкая военная продукция будет производиться на территории Советского Союза. Немцы завезли свое оборудование, стройматериалы и машины… А когда в 1940 году они ушли, наша Dixi была одной из оставленных там авто».

Валерий Прокофьев нашел этот раритет в 1982-м, а приобрести удалось только спустя четыре года. Точнее — обменять на два «Москвича». Dixi была на ходу, но так как прежний владелец на ней возил сено, дрова, картошку и гусей, состояние было плохое. Зато в комплекте имелся запас запчастей. В течение двух лет Прокофьев занимался реставрацией. В 1988-м машина была представлена на ретровыставках. «Но, увы, в переломные 90-е «Дикси» пришлось спрятать, — вздыхает Алексей Прокофьев. — Почти 15 лет машина простояла в сыром гараже, с протекающей крышей. За эти годы ее состояние стало плачевным. И снова — реставрация. Оставили только старый салон. В память о том, что делал отец».

Четыре кольца

Не менее увлекательным оказался рассказ и о втором авто, представленном на выставке, — машине компании DKW. В первую очередь, обращает на себя внимание эмблема с четырьмя кольцами на радиаторе. Интересно было, каким образом это связано с широко известным сейчас логотипом Audi? Алексей Прокофьев пролил свет на эту загадку: «Американской компанией General Motors был выкуплен немецкий Opel. И многие немецкие мелкие марки начали разоряться, потому что рулить начали американцы — создавали огромные красивые машины… И чтобы противостоять этой экспансии, в середине 30-х годов четыре фирмы в Германии объединились. Это — Audi, DKW, Horch и Wanderer. Так родилась компания Auto Union, а эмблемой стали четыре кольца. Это был ответ немцев на экспансию американского автомобильного рынка. Нынешняя компания Audi — наследник концерна Auto Union».

«Машин компании DKW на территории Украины очень мало и в мире тоже, так как они практически полностью состоят из дерева. Кстати, занимательный факт: для того чтобы дерево дольше служило, его «вымачивали» в коровьем навозе. Эти машины прошли войну. У нашего раритета правая дверь изнутри простреленная. Сейчас в тех местах стоят латки. В этом раритете мы не меняли ни одной детали. Чтобы сохранить целостность, кузов покрыли специальной химической смесью. Изначально у таких авто дерево было обтянуто тканью, поэтому также планируем в ближайшем будущем восстановить обшивку», — поделился Алексей Прокофьев.

Нашел эту эксклюзивную машину DKW Валерий Прокофьев в 80-х годах в разобранном виде. Долго занимался реставрацией. Но было сложно перевозить авто из гаража в гараж, и Прокофьев-старший подарил DKW знакомому из Павлограда. Автолюбитель продолжал улучшать состояние машины. А спустя некоторое время появился интерес к ретро­автомобилям уже и у Алексея Прокофьева. Приобретенный DKW стал первым в его коллекции.

Екатерина Чередниченко, фото автора