Владимир Окороков: «Драйв, скорость и крутые горки — это мое!»

Нечасто можно встретить атлета, который в своей жизни добился успеха сразу в трех видах спорта. Знакомьтесь — мастер спорта СССР по вело-, мото- и автоспорту, 67-летний Владимир Окороков. В эксклюзивном интервью «Вістям» он рассказал о том, как ездил на свидание к будущей супруге, спустя год после занятий мотоспортом выиграл всесоюзные соревнования и как похудел на 18 кг ради победы на Кубке мира.

ОТЦОВСКАЯ ШКОЛА

— Владимир Пет­рович, расскажите, с чего Вы начинали?
— Мой отец был мастером спорта по велоспорту. И я с раннего детства этим увлекся. Он научил меня всему. В 12 лет я уже выступал на соревнованиях. Даже завоевал третий взрослый разряд. Но отца через четыре года не стало. Из Ясиноватой я ездил заниматься велоспортом в Донецк. Вскоре стал двукратным чемпионом юношеских соревнований СССР.
— Что было дальше?
— Дальше — армия. Во время службы в Днепропетровске познакомился с будущей супругой. Вернувшись домой, вскоре понял, что соскучился. Сел на велосипед, 260 км пути — и через восемь часов я в гостях у любимой. Таким образом, несколько раз ездил на свидания в Днепр. Как-то решил заглянуть в местную секцию по велоспорту, где занимались мои друзья — братья Милюковы. Когда тренер узнал, откуда я и какой путь проделал — пригласил к ним. А так как я уже решил жениться, это было очень кстати. Позже попал в сборную Украины по велокроссу. В Нальчике два раза вы­игрывал серебряную медаль по ВЦСПС. Но вскоре моя велокарьера закончилась. В советское время существовал строгий возрастной ценз — 25 лет.

100 КМ ЕЖЕДНЕВНО

— Расскажите, чем запомнилось время, проведенное в велосипедном спорте?
— Ежедневными тренировками минимум по 100 км и соревнованиями по крутым горкам. К примеру, чемпионат Украины по велокроссу проходил в киевском Голосеевском парке, где достаточно резкие подъемы. Но больше всего впечатлили поездки по горному Крыму. 180-километ­ровой гонке предшествовали заезды по маршруту: Симферополь-Бахчисарай-Ай-Петри — Ялта — Алушта — Симферополь.
— Чем Вы занимались после ухода из велоспорта?
— Мечтал продолжить спортивную карь­еру в авторалли. На СТО «ВАЗ», где я работал, познакомился с тренером Владимиром Сидоровым. Когда на гоночной трассе он увидел мои трюки на велосипеде, посоветовал сначала попробовать себя в мотоспорте.
— Трудно было адаптироваться к мотоциклу?
— Еще в юности отец научил меня водить мотоцикл и позже я иногда практиковался. Но первую тренировку в ДОСААФ помню, как будто это было вчера. Мне выдали мощный кроссовый мотоцикл без холостого хода — CZ-500. Я надел сапоги, шлем, перчатки… Пять кругов по склонам Тоннельной балки прошел на предельной скорости и ни разу не упал.

РОЛЬ ОПЫТА

— Какие титулы удалось завоевать в этом виде?
— Спустя год, стал мастером спорта. А также выиграл всесоюзное соревнование. Хотя я и уступал конкурентам по технике и опыту, но обладал козырем, позволявшим обходить их, — я более ловко ездил по грязи, а также уверенно и бесстрашно проходил крутые повороты. Тут сыграл свою роль опыт велосипедиста. Затем были призовые мес­та на других соревнованиях. К сожалению, все закончилось во время гонки в Николаеве — при падении сломал четыре ребра, ключицу и лопатку.
— После этого случая прекратили заниматься мотоспортом?
— Выздоровев, я пошел в автоклуб. Вскоре победил на чемпионате Украины, участвовал во Всесоюзных соревнованиях, — и пошло-по­ехало. Стал призером чемпионатов СССР по шоссейно-кольцевым и ипподромным гонкам, пятикратным чемпионом по автокроссу. В ралли 12 раз завоевывал золотую медаль.
— Ипподромные гонки? Звучит не­обычно…
— Спортсмены действительно едут по ипподрому. Круг составляет около 800 м по наклонной дорожке. Такие гонки проводятся зимой и по раскатанному снегу, который превращается в лед. Очень сложно, когда шесть машин одновременно влетают в поворот на скорости 110-120 км/час. Автомобиль все время скользит и едет боком. Это настоящий драйв!
— Кто здесь несет большую ответственность: пилот или штурман?
— Ответственность равная. Оба должны быть профессионалами своего дела. На тренировках мы со штурманом неторопливо едем по маршруту будущей гонки, я ему называю местонахождение всех поворотов, трамплинов, уровень их сложности. А во время соревнований на огромной скорос­ти еду по указаниям штурмана. Любые его неточности могут стоить жизни нам обоим.

ВЕТЕРАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

— Чем занимались после достижения всех возможных побед и титулов?
— Драйв, скорость, экстрим, летящая во все стороны грязь, крутые горки и резкие повороты — это мое! Гонкам на авто отдал 12 лет жизни. Когда уже думал, что со спортом покончено, встретил велосипедистку, с которой был знаком еще с юных лет — Нину Алексееву. Она искренне удивилась тому, что я не принимаю участие в ветеранском движении. Можно сказать, подтолкнула на путь, который вскоре привел к высоким результатам. А ведь на тот момент я целых двадцать лет не крутил педали. Меня приятно удивили современные велосипеды. Раньше наверх бежали с двухколесным в руках, а сейчас, поменяв передачу, можно взять любой подъем. Я даже не мечтал, что еще осилю высшую ступень пьедестала — два раза завоевывал победу в шоссейных гонках на Кубке мира в ­Австрии.
— Как же Вам удалось в 60 лет выиграть в столь сложных соревнованиях?
— Этому предшест­вовали изнурительные тренировки. Сначала победил на чемпионате Днепропетровской области, и это мне далось очень нелегко. Виной всему — 18 лишних килограммов. Понимал, что превзойти более сильных конкурентов со всего мира с таким балластом не удастся. Сказать, что похудеть было тяжело, — ничего не сказать. Но даже без этих килограммов меня все равно «вытягивал» именно опыт. Хоть в гору я заезжал не в числе первых, но на спуске обгонял всех. Кстати, недавно подсчитал — я проехал около полумиллиона километров. И планирую на этой цифре не останавливаться!

Екатерина Чередниченко, ФОТО из архива Владимира Окорокова

Добавить комментарий