Днепрянка Виктория Чернова – среди победителей «Сичеславны»

Она называет театр своим делом, хотя закончила исторический факультет и аспирантуру философского отделения Днепропетровского государственного университета. Параллельно с учебой в университете в 1991 году она пошла учиться актерству не в специализированное заведение, а к режиссеру Владимиру Петренко, в театр «Верим», тогда любительский, позже – муниципальный. А несколько лет назад сама получила режиссерское образование в Харьковском университете искусств и довольно быстро вошла в число лучших режиссеров Днепра. «Вісті» пообщались с Викторией Черновой после церемонии награждения победителей фестиваля-конкурса «Сичеславна-2019».

– Виктория, какие ощущения от награды?

– Я всегда хочу, чтобы получали призы мои артисты, и поэтому мне даже несколько грустно, что артисты моего спектакля не были отмечены. Жюри отметило их в обсуждении после спектакля, но мне бы хотелось, чтобы они были рядом со мной на сцене. Я считаю, что спектакль – это, прежде всего, артист, и если мою режиссуру заметили, это означает, что артисты там на определенном уровне проявили талант. Хотя, в принципе, я рада и за художника, и за себя. Потому что мне на самом деле нужны награды – так получилось, что я сейчас безработный режиссер, у меня нет своего театра.

– Как так получилось? Вы ведь долгое время работали в театре «Верим»…

– Да, 28 лет. Но как-то я почувствовала, что мне надо уходить, идти дальше. А любые уходы из дому чреваты скитаниями, мытарствами, вот я их и прохожу. Потому как я ушла из своего родного дома, который я любила, люблю и буду любить. Но просто люди взрослеют и понимают, что дальше прятаться за стенами родного дома нельзя. Это близкое мне место, я считаю, лучший театр в нашем городе, просто я уж очень долго была в нем, и дальше уже чувствую, что нельзя оставаться. Я с артистами театра драмы и комедии работаю давно, мы делали разные проекты, как по мне, интересные, и, по сути, я на них выросла, «накачала» какие-то мышцы. Перед этим ставила «Vita Bella», сейчас заканчиваю ставить спектакль «За кулисами» по пьесе Майкла Фрейна «Театр, или Шум за сценой». Это комедия о том, как артисты играют комедию положений. Надеюсь, история будет веселая. Поставлю – в апреле премьера, – и буду совершенно свободна (улыбается).

– «Дядюшкин сон» – это история не из сегодняшнего дня. Почему она должна быть интересна сегодняшнему зрителю и почему Вы взялись за этот материал?

– Опять же – виноваты во всем артисты. Людмила Ивановна Воронина, прекрасная артистка, является закоперщиком этого спектакля. Она предложила мне этот материал для постановки, я долгое время кочевряжилась, извините за такой сленг, но это именно так и было. В конце концов, когда я поняла, как эту мрачную историю можно поставить не мрачно, я за это дело взялась. И артисты все это потянули, потому что там все держится на персонажах. Они смогли этот сложный материал и сложное решение обжить… Магистральная тема произведения – проблема человека, который теряет себя в течение жизни. Князь в старости не обрел ни мудрости, ни почитания, ни понимания жизни, а растерял себя, растратил, стал приживалой, ничем. И тут есть вечная тема алчности, которая не гнушается ничем, вечная тема обретения и потери себя, и вечная тема реальности и иллюзий. Поэтому там можно найти все, несмотря на то, что действительно это одно из самых странных произведений Достоевского.

– О чем как режиссер мечтаете?

– Ну, обычно о таких вещах не говорят. И, если честно, я в последнее время живу больше желанием, чтобы мне что-то предлагали. У меня есть идеи, но мне неинтересно их из себя исторгать, хочется неожиданных поворотов судьбы. Я четко ощущаю сейчас себя человеком активно учащимся, поэтому мне интересно попадать в ситуации, которые меня чему-то учили бы.

 

Наталья Рекуненко,

фото Владимира Таразевича