История магистрали: шесть названий Приднепровской железной дороги

Торжественное открытие 18 мая (по нынешнему календарю 30 мая) 1884 года казенной Екатерининской железной дороги и двухъярусного моста через Днепр справедливо считается одним из важнейших событий в истории нашего города и края. Но не менее значимым стало оно и в масштабах всей Российской империи, ознаменовав собою новый поворот в железнодорожной политике государства.

В свою очередь, политическая конъюнктура и революционные события века минувшего весьма заметно «наследили» в истории дороги. По прихоти властей за годы существования Приднепровская магистраль сменила шесть названий, речь о которых и пойдет ниже. И, конечно же, не обойдется без политики (даты до 1918 года приведены по старому стилю).

1. КРИВОРОГСКАЯ

О значении для развития Приднепровья Екатерининской железной дороги, связавшей между собой Криворожский железорудный и Донецкий каменноугольный бассейны, лишний раз повторять не приходится. Говоря же о железнодорожной политике в государственном масштабе, следует иметь в виду, что к началу 1881 года в тогдашней Российской империи практически все железные дороги находились в частном владении. Из «открытых для правильного движения» 21071 версты и 233 верст строившихся линий казной эксплуатировались всего лишь 57 верст узкоколейной железной дороги Верховье — Ливны в Орловской губернии! При этом большинство частных железнодорожных обществ не приносили прибыли, существуя исключительно за счет правительственных гарантий.

Таковы были последствия укоренившегося с конца 1860-х годов мнения о невыгодности казенного строительства железных дорог, исходя из которого предпочтение отдавалось концессионному способу постройки, а ранее принадлежавшие казне линии были переданы в эксплуатацию частным обществам.
Выход из создавшегося положения напрашивался один (точнее, два в одном): выкуп в казну частных и строительство новых казенных железных дорог.

20 февраля 1881 года было Высочайше утверждено Положение Комитета Министров о «Временном Управлении по постройке Криворогской и Баскунчакской железных дорог распоряжением Правительства». На новосозданный правительственный орган (председатель барон Канут Генрихович Шернваль) возлагалось строительство двух названных дорог (начальники работ Валериан Александрович Титов на Криворогской и Борис Александрович Риппас на Баскунчакской), а также сооружение в Екатеринославе моста через Днепр (начальник работ Владимир Ильич Березин).

Но проектное название «Криворогская» про­существовало недолго. Уже 18 февраля 1882 года последовало Высочайшее повеление о переименовании строящейся Криворогской железной дороги в Екатерининскую.

А 15 октября 1882 года — еще до окончания строительства — было Высочайше утверждено «Временное Положение по заведыванию эксплуатациею казенных железных дорог», согласно которому Временное Управление по постройке Екатерининской и Баскунчакской железных дорог переименовывалось во Временное Управление казенных железных дорог.

Наконец, последовавшим 7 августа 1892 года Высочайшим повелением Временное Управление казенных железных дорог было переименовано в просто Управление казенных железных дорог. Так завершилась постепенная трансформация временного железнодорожно-строительного органа в постоянный государственный орган, непосредственно руководящий всей железнодорожной политикой империи.

2. ЕКАТЕРИНИНСКАЯ

Преисполненные верноподданническими чувствами устроители дороги пожелали увековечить в ее названии имя всероссийской императрицы Екатерины II, в правление которой был реализован «новороссийский проект» по захвату земель Войска Запорожского, Северного Причерноморья и Крыма. Едва ли кто мог предположить в то время, что политически мотивированное название не будет давать покоя нескольким поколениям «строителей нового мира». Тогда же в раздаче высоких и «славных» имен не виделось преград, о чем свидетельствует один небезынтересный факт.

В 1904 году вошла в строй так называемая Вторая Екатерининская железная дорога — линия, проходящая южнее и параллельно основной магистрали через станции Апостолово — Никополь — Александровск (ныне Запорожье) — Пологи — Волноваха. Одновременно возникла мысль дать новой дороге отдельное название — Потемкинская.

Подтверждение этому можно найти в 14-м томе настольной и дорожной книги «Россия. Полное географическое описание нашего отечества», изданном в 1910 году под редакцией известных ученых — членов Императорского Русского Географического Общества, которые не преминули заметить: «Вторую Екатерининскую железную дорогу, было бы, как кажется, уместнее назвать Потемкинской в отличие от первой и в память первого колонизатора Новороссии».

Идея эта так и осталась нереализованной. Да и ветры политических перемен были уже не за горами.

3. ЗАПОРОЖСКАЯ

Год 1917-й стал поворотным для мировой истории, а для нашего края и подавно. В ходе украинской национально-демократической революции 1917-1921 годов у руля государственной власти сменялись Центральная Рада, Гетман всея Украины, Директория. Между ними были немцы с австрийцами, российские белогвардейцы, советские комиссары, а также многочисленные атаманы, из которых для жителей Приднепровья ближе всего Революционная повстанческая армия Украины Нестора Махно. Политические события этих лет, разумеется, не могли обойти стороной и Екатерининскую железную дорогу.

15 мая 1918 года приказом Министерства путей Украинской Державы № 113 были переименованы три железных дороги на территории Украины, в результате чего Екатерининская дорога стала Запорожской. Но название это не намного пережило правление гетмана Павла Скоропадского.

По договору между Украинской Державой и Всевеликим Войском Донским, возглавляемым атаманом Петром Красновым, Запорожская дорога оказалась разделенной между этими двумя государствами. При этом порядок ее эксплуатации был урегулирован отдельным соглашением. Поражение же Германии в Первой мировой войне и отречение гетмана от власти открыли путь наступлению советской России на Украину, в ходе которого 26 января 1919 года большевиками был взят Екатеринослав.

Потому уже 31 января 1919 года, в предчувствии поражения Украины, Советом управляющих отделами (правительством) Всевеликого Вой­ска Донского было в одностороннем порядке принято постановление «О переименовании Запорожской железной дороги в Екатерининскую».

Советских документов по этому вопросу пока обнаружить не удалось. Но, судя по всему, украинское переименование одинаково не понравилось ни белым, ни красным.

4. ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ

В межвоенные годы зуд «отречения от старого мира» мучил железную дорогу с завидной регулярностью.

Первый приступ произошел в связи с пятой годовщиной Октябрьской революции. По сообщению газеты «Южный гудок» от 15 ноября 1922 года, «объединенное заседание Дорпроф­сожа Екатерининской при участии УЦД постановило переименовать свою дорогу в Запорожско-Заводскую или Днепровско-Заводскую. Направили на утверждение в Москву в комиссию по проведению Октябрьских торжеств при ЦК союза железнодорожников».

Второй раз случилось после смерти дедушки Ленина. Газета «Звезда» за 27 и 29 января 1924 года сообщала, что «Екатеринославские губком, губисполком, ГСПС, дорпрофсож и правление Екатерининской желдороги, высказавшись за переименование Екатерининской жел. дороги в Ленинскую, телеграфно запросили Москву о разрешении поставить вопрос об этом переименовании на голосование рабочих и селян Екатеринославщины в момент траурной манифестации». Ходатайство было передано в специально созданную комиссию НКПС.

Но, учитывая, что с подобными предложениями обратились и другие дороги, Президиум ЦИК СССР на заседании 29 февраля 1924 года, протокол № 5, постановил ходатайство о переименовании Екатерининской железной дороги в Ленинскую или Ильичевскую отклонить.

Третья попытка оказалась вроде бы удачной. Но ненадолго.

20 июля 1926 года Президиум ЦИК СССР принял Постановление «О переименовании гор. Екатеринослава в «Днепропетровск», ст. Екатеринослав в ст. «Днепропет­ровск» и Екатерининской ж. д. в «Днепропетровскую» ж. д.». И если город просуществовал под своим новым названием аж 90 лет, то дороге повезло меньше. Уже10 декабря 1926 года новым Постановлением Президиума ЦИК СССР предыдущее решение в части, касающейся переименования Екатерининской железной дороги в Днепропетровскую, было отменено. На тот момент дело это оказалось весьма затратным.

5. СТАЛИНСКАЯ

Но «добить Екатерину», как любили выражаться в то время, все-таки удалось. Видимо, дальше терпеть «тяжелое наследие царского прошлого» уже не было решительно никаких сил. Да и государство к тому времени сделалось побогаче — благодаря напряженной работе железнодорожников, трудовым «подвигам» стахановцев в промышленности, а также выжиманию последних соков из переживших голодомор крестьян.

4 января 1936 года Постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР «О переименовании Екатерининской железной дороги в Сталинскую железную дорогу» и соответствующим приказом Народного комиссариата путей сообщения СССР № 3Ц магистрали было присвоено имя верного ленинца, «великого вождя и учителя», «гениального полководца всех времен и народов».

6. ПРИДНЕПРОВСКАЯ

«Не сотвори себе кумира», — гласит вторая библейская заповедь. Едва ли об этом помнили соратники и ученики Сталина, а потому ветер перемен, поднявшийся в результате развенчания «культа личности», вскоре сдул и большинство политически ангажированных названий.

Приказом Министра путей сообщения СССР от 15 ноября 1961 года № 1359 «О переименовании Сталинской железной дороги» Приднепровская магистраль получила свое нынешнее название. В подтверждение 2 декабря 1961 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «О признании утратившими силу законодательных актов СССР о присвоении имени Сталина» (в том числе и упомянутого выше постановления ЦИК 1936 года).

Похоже, на этот раз с политикой было таки покончено. Остается лишь пожелать Приднепровской железной дороге плодотворного труда под мирным небом в свободной и независимой Украине.

АНДРЕЙ ЯКУНЕНКО