Как в Днепре побывал космический гость

Недавно в Днепре побывал американский астронавт NASA Рэнди Брезник. За его плечами – два полета на орбиту Земли и несколько выходов в открытый космос. В областном центре астронавт встретился с интересующимися космосом и ответил на их вопросы. Так, Брезник рассказал о разнице между полетами на «Спейс шаттле» и на корабле «Союз-МС-05»; о том, почему  развернул в невесомости флаг Украины, что его связывает с Днепром, и как американцы готовятся к полетам. Среди тех, кто слушал астронавта, был и корреспондент «Вістей».

Ради общения

– Рэнди, какова цель Вашего визита в Днепр?

– После возвращения из космоса мы восстанавливаем свою физическую форму, анализируем миссию, а еще у нас есть свободных полгода, чтобы поделиться с окружающими теми знаниями, которые получили во время полета. Основная задача – общение с детьми и молодежью. Хочу продемонстрировать им, что если много учиться и работать над собой,  – можно даже в космосе побывать (смеется).

– На орбите Вы развернули флаг Украины. Что связывает Вас с нашей страной?

– В 2008 году мы с женой  усыновили нашего сына Уайета. Он – из Днепра, и  теперь мы периодически приезжаем в Украину, чтобы сын мог увидеть свою родину. В прошлый раз были в вашем городе 2 года назад. Я купил здесь флаг, магнитик с гербом Днепра и взял вещи из Музея ракетостроения, чтобы «повезти» их на орбиту.

– Вы с детства хотели побывать в космосе?

– Да, но тогда это была только мечта. Приблизиться к ней помогло то, что сначала я стал пилотом-испытателем, а в 2009 году у меня появилась возможность стать астронавтом.  Тогда я полетел в космос на «Спейс  шаттле», пробыв там более 10 дней. За это время два раза выходил в открытый космос. Второй мой полет был в 2016 году на корабле «Союз-МС-05». Вне Земли находился полгода, и совершил еще три выхода в космос.

– Страшно ли было лететь в космос первый раз?

– Я знал, что люди, которые построили корабль и участвуют в подготовке к пуску, – высококвалифицированные, профессионалы, которые посвятили работе много времени и сил, поэтому был спокоен. Единственный раз было страшно во время полета, когда моя жена была на 9-м месяце беременности, но я переживал больше за нее, чем за себя.

Кино и опыты

– Чем Вы занимались после возвращения?

– Был инструктором для астронавтов, которые еще не летали в космос, а также проходил тренировочные курсы вместе с ними. Чтобы научиться выживать в непривычных условиях, мы жили в пещерах, куда до этого не ступала нога человека. Место «тренировки» выбрали неслучайно. Человеческий организм не приспособлен к жизни в пещерах, плюс они опасны, также как и космическое пространство. Это был очень интересный опыт: в пещерах не было света, мы не знали, когда надо идти ко сну и когда просыпаться. Это схоже с тем, как мы в космосе каждые 90 минут могли наблюдать закат и восход солнца. Еще один вид «тренировок» – пребывание под водой. Возле Флориды есть модуль, где человек может находиться под водой постоянно. Мы там жили на протяжении недели – учились сосуществовать в очень тесном пространстве, проводить научные эксперименты – это было очень похоже на миссии, которые проводятся в космосе. Также в специальном бассейне в Хьюстоне мы прошли курс по подготовке к пребыванию в невесомости.

– Что Вы делали во время пребывания в космосе?

– Наша миссия провела более 300 опытов на борту Международной космической станции, включая и исследование влияния невесомости на организм человека. К тому же мы занимались уборкой и ремонтом станции, а также, с помощью специальных тренажеров, – спортом, чтобы кости и мышцы не деградировали.

– Что запомнилось больше всего?

– У нас на борту была интернациональная команда. В ней, кроме американцев, были русские и итальянцы. Мы вместе отмечали праздники каждой страны, свои дни рождения, делили еду. По субботам устраивали себе вечера просмотра кинофильмов. Когда шел сеанс, мы, чтобы минимизировать отсутствие притяжения, привязывали себя специальными ремнями и представляли, что сидим в кинотеатре. Также делали много фотографий Земли.
Команда наблюдала за ураганами и их последствиями, пожарами и другими бедствиями, которые происходили на Земле во время полета.

– У Вас есть опыт полетов на обычном шаттле и на космическом корабле «Союз». В чем разница между ними?

– Они полностью отличаются, как по взлету, так и по приземлению. В шаттле очень много пространства, удобные кресла, есть место для ног. Но, когда он взлетает, – идет очень большая вибрация. Космонавтов трясет и бросает из стороны в сторону. У «Союза» – наоборот, взлет – мягкий, плавный, но платить за это приходится тем, что там очень мало места. Приземление на шаттле ничем не отличается от посадки самолета в аэропорту. Если же это «Союз», то посадка похожа на автомобильную аварию: создается ощущение, как будто в бок твоего авто въехал грузовик.

коллекции фото

– Вы также известны и своим фото­проектом – снимками городов из космоса. Расскажите об этом более подробно.

– Проект называется «Один мир – много взглядов». Я снимаю города такими, какими они выглядят в реальности, и такими, какими мы видим их из космоса. Например, в коллекции есть фото Киева. Надеюсь, люди увидят,  как он красив в обоих ракурсах в моем представлении и захотят посмотреть на него своими глазами.

– Верите ли Вы во внеземную цивилизацию?

– Я не видел ни одного инопланетянина, но в галактике очень много планет, и никто не знает, что там, поэтому все может быть.

Анастасия Нефретова,

фото Николая Лысенко