Менталитет украинцев – жить не по средствам

Несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране и растущие цены, идя по центральному проспекту Днепропет­ровска, кажется, что финансовый кризис не влияет на желание женщин модно и красиво одеваться, покупать брендовые вещи, посещать развлекательные заведения.  Подлинная ли эта картинка или всего лишь имитация, я попыталась разобраться, поговорив с представительницами прекрасного пола и психологом.

Приятное в кредит

Слідкуйте за нами в Telegram та Viber !

Ларисе 25 лет, она работает юрис­том в государственной компании.  Зарплата девушки для большого города более чем скромная, учитывая, что ей необходимо оплачивать съемное жилье. В этом ей отчасти помогают пожилые родители: отдают одну из своих пенсий. Несмотря на это, Лариса хвастается своим новым приобретением – модной брендовой курточкой. Стоимость вещи из кожзаменителя равна оплате за месячную аренду ее квартиры. «Я экономила три месяца, – объясняет девушка, – и наконец-то смогла купить. Как раз в магазине на нее (курточку) была 20% скидка!» Лариса считает брендовые вещи более качественными и статусными.

32-летняя Катерина живет с родителями. С работы в прошлом году уволилась по личным причинам, найти пока что-нибудь подходящее не смогла. Но имеет небольшой доход от того, что помогает подруге печь торты на заказ. Недавно Катя приобрела популярный гаджет – айфон. Для этого часть необходимых денег она взяла в кредит. И хотя модель телефона – не одна из дорогостоящих, тем не менее, теперь на протяжении года ей придется ежемесячно выплачивать банку 400 грн. «Я решила сделать себе приятное, – говорит Катерина. – Мне на день рождения друзья и родственники подарили деньги, часть я доложила из своих сбережений, а часть пришлось взять в кредит. Но это стоящее вложение!»

Подобных примеров на самом деле множество, стоит только просмотреть профили соцсетей, где зачастую можно наблюдать всю реальную и виртуальную жизнь человека. Кто-то хвастается поездкой в Турцию, хотя взял ее в кредит, кто-то снимает селфи с помощью очередного новенького гаджета, хотя отказывал себе в элементарных вещах продолжительное время.

Повысить статус

Эксперты и психотерапевты утверж­дают, что для многих из наших соотечественников обладание дорогой роскошной вещью  – это не столько пользование ею, сколько утверждение самого себя в обществе. Есть мнение, что таков менталитет граждан бывшего СССР. Склонность к жизни не по средствам, а также озабоченность собственным невысоким материальным статусом сформировались благодаря культу потребления, говорят социологи. Также специалисты отмечают влияние рекламы  и жизни звезд кино и шоу-бизнеса, образ которых многие молодые люди пытаются примерить на себя.

Потребительская «ненасытность», когда человек покупает явно лишние  вещи или то, что он не может себе позволить, – побочный эффект всеобщего стремления к успеху. «Бери и делай!», «Возьми свою жизнь в свои руки!», «Стань творцом свое­го счастья!» – эти лозунги ежедневно вываливаются нам на голову с рекламных щитов, экрана телевизора, тренингов личностного роста.

По мнению днепропетровского психолога Юлии Волковой, покупка дорогих вещей – час­то самый простой способ убедить и себя, и окружающих в том, что ты таки взял жизнь в свои руки. «Особенно сложно приходится женщинам. Так, если они решают остаться «прос­то сотрудницей», «просто женой» или «просто матерью», то наталкиваются на внутреннее не­одобрение общества, как будто они «не совсем люди» по сравнению со сверст­ницами, успешно построившими карьеру, – говорит она. – И тогда новый телефон или шубка может стать средством уравнивания, способом повысить собственный статус».

Временное утешение

Но есть и одна простая причина – радость. Покупка доставляет радость, пусть ненадолго, пусть  детскую. Как отмечает психолог, на самом деле, для нашего мозга не очень большая разница: получаем ли мы выброс эндорфинов от того, что сходили, наконец-то, в кафе или от того, что купили новый спортивный костюм и пошли все из себя такие гордые мечтать, как к весне похудеем. Но такой путь, понятно, проще во всех отношениях. На самом деле, это не так уж и плохо – пользоваться покупками как средством утешения и вознаг­раждения себя любимой, а не как заменой чего-то более важного, но по той или иной причине недоступного. Купили на последние деньги курточку, потому что устали на работе, а погода отвратительная – это здоровая реакция заботы о себе. Купили вещь потому, что поругались с близкими, и ругае­тесь с ними уже не впервые, потеряли работу и ситуация явно заходит в тупик – это уже подмена. Дорогая вещь – это не способ решить проблему и занять особое положение в обществе. Это всего лишь временное утешение вашего самолюбия.

Людмила Русанова

 

Більше на нашому каналі в  YouTube, та на сторінках у  Facebook, Instagram!

Залишити відповідь