Менталитет украинцев – жить не по средствам
Несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране и растущие цены, идя по центральному проспекту Днепропетровска, кажется, что финансовый кризис не влияет на желание женщин модно и красиво одеваться, покупать брендовые вещи, посещать развлекательные заведения. Подлинная ли эта картинка или всего лишь имитация, я попыталась разобраться, поговорив с представительницами прекрасного пола и психологом.
Приятное в кредит
Ларисе 25 лет, она работает юристом в государственной компании. Зарплата девушки для большого города более чем скромная, учитывая, что ей необходимо оплачивать съемное жилье. В этом ей отчасти помогают пожилые родители: отдают одну из своих пенсий. Несмотря на это, Лариса хвастается своим новым приобретением – модной брендовой курточкой. Стоимость вещи из кожзаменителя равна оплате за месячную аренду ее квартиры. «Я экономила три месяца, – объясняет девушка, – и наконец-то смогла купить. Как раз в магазине на нее (курточку) была 20% скидка!» Лариса считает брендовые вещи более качественными и статусными.
32-летняя Катерина живет с родителями. С работы в прошлом году уволилась по личным причинам, найти пока что-нибудь подходящее не смогла. Но имеет небольшой доход от того, что помогает подруге печь торты на заказ. Недавно Катя приобрела популярный гаджет – айфон. Для этого часть необходимых денег она взяла в кредит. И хотя модель телефона – не одна из дорогостоящих, тем не менее, теперь на протяжении года ей придется ежемесячно выплачивать банку 400 грн. «Я решила сделать себе приятное, – говорит Катерина. – Мне на день рождения друзья и родственники подарили деньги, часть я доложила из своих сбережений, а часть пришлось взять в кредит. Но это стоящее вложение!»
Подобных примеров на самом деле множество, стоит только просмотреть профили соцсетей, где зачастую можно наблюдать всю реальную и виртуальную жизнь человека. Кто-то хвастается поездкой в Турцию, хотя взял ее в кредит, кто-то снимает селфи с помощью очередного новенького гаджета, хотя отказывал себе в элементарных вещах продолжительное время.
Повысить статус
Эксперты и психотерапевты утверждают, что для многих из наших соотечественников обладание дорогой роскошной вещью – это не столько пользование ею, сколько утверждение самого себя в обществе. Есть мнение, что таков менталитет граждан бывшего СССР. Склонность к жизни не по средствам, а также озабоченность собственным невысоким материальным статусом сформировались благодаря культу потребления, говорят социологи. Также специалисты отмечают влияние рекламы и жизни звезд кино и шоу-бизнеса, образ которых многие молодые люди пытаются примерить на себя.
Потребительская «ненасытность», когда человек покупает явно лишние вещи или то, что он не может себе позволить, – побочный эффект всеобщего стремления к успеху. «Бери и делай!», «Возьми свою жизнь в свои руки!», «Стань творцом своего счастья!» – эти лозунги ежедневно вываливаются нам на голову с рекламных щитов, экрана телевизора, тренингов личностного роста.
По мнению днепропетровского психолога Юлии Волковой, покупка дорогих вещей – часто самый простой способ убедить и себя, и окружающих в том, что ты таки взял жизнь в свои руки. «Особенно сложно приходится женщинам. Так, если они решают остаться «просто сотрудницей», «просто женой» или «просто матерью», то наталкиваются на внутреннее неодобрение общества, как будто они «не совсем люди» по сравнению со сверстницами, успешно построившими карьеру, – говорит она. – И тогда новый телефон или шубка может стать средством уравнивания, способом повысить собственный статус».
Временное утешение
Но есть и одна простая причина – радость. Покупка доставляет радость, пусть ненадолго, пусть детскую. Как отмечает психолог, на самом деле, для нашего мозга не очень большая разница: получаем ли мы выброс эндорфинов от того, что сходили, наконец-то, в кафе или от того, что купили новый спортивный костюм и пошли все из себя такие гордые мечтать, как к весне похудеем. Но такой путь, понятно, проще во всех отношениях. На самом деле, это не так уж и плохо – пользоваться покупками как средством утешения и вознаграждения себя любимой, а не как заменой чего-то более важного, но по той или иной причине недоступного. Купили на последние деньги курточку, потому что устали на работе, а погода отвратительная – это здоровая реакция заботы о себе. Купили вещь потому, что поругались с близкими, и ругаетесь с ними уже не впервые, потеряли работу и ситуация явно заходит в тупик – это уже подмена. Дорогая вещь – это не способ решить проблему и занять особое положение в обществе. Это всего лишь временное утешение вашего самолюбия.
Людмила Русанова