Покупки в сети: как защитить себя от мошенников-продавцов

Затяжной карантин в Украине привел к росту продаж в интернет-магазинах. Отовариваются потребители не только в официальных точках продажи, но и покупают с рук, у тех, кто дает частные объявления на площадках для продажи. Что делать, чтобы при покупке в Сети не попасться на удочку мошенников, разбирались «Вісті».

ОТЗЫВЫ И ВОЗВРАТ

Слідкуйте за нами в Telegram та Viber !

При покупке в интернет-магазинах действуют те же правила, что и в случае приобретения товаров в обычных «традиционных» маркетах. То есть, к ним также применятся Закон «О защите прав потребителей». «В официальных интернет-магазинах все намного проще – у потребителя есть законные 14 дней на возврат товара. По законодательству, если товар имеет брак по вине производителя, а его вес более пяти килограммов – то возврат (пересылку) товара обратно в магазин оплачивает сама точка продажи. Если просто не подошел размер либо цвет, или вес товара составляет менее пяти килограммов – возврат оплачивает покупатель», – говорит адвокат Елена Доненко.

Но если потребитель хочет что-то купить не в магазине, а у физического лица, не зарегистрированного предпринимателя, нужно понимать и предусматривать все риски, связанные с такой покупкой.

«Прежде всего, нужно изучить продавца – прочитать про него отзывы в Интернете (максимум месячной давности). Тогда станет понятно, что это действующий продавец. Если оплата – это перевод средств с карты на карту, то нужно в Сети забить ее номер и проверить отзывы. Часто бывает, что если это мошенник, то пострадавшие пишут номер его карты, предупреждая других возможных покупателей. Точно также можно проверить и номер телефона торговца», – говорит Елена Доненко.

При покупках у частного лица следует сразу выяснить вопрос: что делать, если товар не подойдет, можно ли будет его вернуть или обменять и есть ли на «покупке» какие-нибудь дефекты.

ОПЛАТА НА КАРТУ

Адвокат отметила, что наилучший вариант, когда продавец согласен на расчет наложенным платежом и может предоставить копию паспорта, особенно, если потребитель совершает покупку на большую сумму.

«Если товар не пришел, а деньги за него были уплачены, можно написать заявление в полицию и Службу по защите прав потребителей. Но для этого надо как-то идентифицировать продавца, поэтому нужно знать не только его полное имя, но и желательно иметь копию паспорта. Понятно, что не каждый согласится ее предоставить, а без данного документа невозможно будет на него пожаловаться», – говорит Елена Доненко.

Она также рекомендует не сообщать продавцам свой номер карты, с которой будет совершаться оплата. «В одной из соцсетей увидела страничку, где продавались летние платья, и захотела себе одну из представленных на фото моделей. Списалась с продавцом и перевела деньги за товар – это почти тысяча гривен. На следующий день она написала, что необходимого размера нет на складе и попросила неделю подождать. Потом нужного размера снова не было, и так прошел месяц. Когда я потребовала свои деньги обратно, продавец мне нахамила и перестала отвечать на сообщения, а потом и вовсе заблокировала. Как на самом деле ее звали – я не знаю. Жаль потерянных денег, и теперь все, что я могу, – это просто писать отзывы, рассказывать свою историю и тем самым предупреждать других от покупок у нее. И конечно, впредь я никогда заранее деньги не плачу», – говорит пострадавшая от мошенников Юлия Авдеева.

Она отметила, что первоначальная позиция «сначала деньги – товар потом» ее не смутила, так как девушка любит совершать покупки в Сети и до этого случая у нее всегда был удачный опыт, то есть свой товар она получала вовремя.

«Уже позже я нашла в Интернете много отзывов про этот «магазин». Оказывается, от действий мошенников пострадала не только я. Раньше я не пользовалась наложенным платежом, потому что не хотела переплачивать деньги, но теперь вижу, что лучше переплатить лишние 50-100 грн, но точно получить товар», – говорит Юлия Авдеева.

Юристы советуют не лениться, потратить лишние несколько минут на прочтение отзывов в Интернете о том или ином магазине или продавце, особенно, если цена товара ниже, чем у других. И следует несколько раз подумать, прежде чем отправлять неофициальному продавцу предоплату или полную оплату за товар.

ТАМАРА БЕЛКИНА

Більше на нашому каналі в  YouTube, та на сторінках у  Facebook, Instagram!