Районы Днепра: как в городе появилась колония (Фото)

Сейчас слово «колония» ассоциируется у днепрян с чем-то тоталитарным. Но раньше оно просто означало поселение, основанное с какой-то целью, или сформированное по единому принципу. Западная окраина Екатеринослава (Днепр) носила название — «колония Брянского завода», а в обиходе просто «Брянка». Когда-то «революционный пролетарский», а сейчас вполне обычный район города на Днепре. Рассказывает сообщество Екатеринославъ — Днепропетровск.

Еще в середине XIX века на месте Дворца культуры им. Ильича была степь, где разве что выпасали свой скот екатеринославцы. Положение района сильно изменилось с прокладкой в 1884 году Екатерининской железной дороги. Железнодорожная колея прошла от моста через Днепр южнее Новых Кайдак, Диевки и Сухачевки, ограничив территорию старого Екатеринослава с запада. Строительство железной дороги не дало реализоваться масштабным планам развития города в западном направлении. А Екатерининский проспект, который должен был в перспективе дойти до Новых Кайдак, уперся в железнодорожную колею и остался длиной около 5 километров.

С открытием железной дороги до Екатеринослава наконец-то дошел индустриальный бум, начали возникать крупные промышленные предприятия. И первым среди промышленных гигантов был открытый в 1887 году «Александровский Южно-Российский завод Брянского акционерного общества» (нынешний завод ЕВРАЗ (бывший им. Петровского). Постепенно, рядом с Брянским заводом, к западу от уже застраивавшейся Чечелевки, возник поселок названный «Брянская колония». В раннее советское время этот поселок был переименован в «колонию имени тов. Петровского», а потом название исчезло. В 1900 году в колонии была открыта железнодорожная станция «Горяиново», названная в честь А.М. Горяинова — первого директора и руководителя строительства Брянского завода.

Брянская колония стала продолжением улицы 1-я Чечелевка (ныне проспект С. Нигояна (бывший пр. Калинина). Здесь были дирекция завода, дома для инженерно-технических специалистов, жилые дома для рабочих и объекты досуга. В колонии была и своя Брянская школа. Ее здание — памятник архитектуры — сохранилось, и служит по прежнему назначению — это средняя школа №36. В 1913-15 годах в Брянской колонии была построена заводская Николаевская церковь (другое название — Брянский собор). Многим горожанам храм известен как «Дом органной и камерной музыки», который работает здесь с 1988 года.

Пространство между Брянской колонией и рабочей слободой Чечелевкой в начале ХХ века оформилось в большую площадь, которую стали тоже называть Брянской. С левой стороны площади разбили сад, получивший название «Сокольники». В саду «Сокольники» стояло деревянное здание театра, разрушенное в годы гражданской войны. Во второй половине 1920-х — начале 1930-х годов на бывшей Брянской площади было построено главное здание этого района — Дворец труда, или Дворец культуры металлургов Юга (позднее ДК им. Ильича). Для своего времени это здание было образцовым. Конкурс на проект Дворца выиграл знаменитый архитектор Александр Красносельский. Он решил его в стиле конструктивизма. Дворец культуры им. Ильича входит в число лучших сооружений конструктивизма, построенных в бывшем СССР.

После установления Советской власти район «Брянки» — «Петровки» интенсивно развивался. В 1920-е годы появилось здание Дворца профилактики — медицинского учреждения для рабочих, построенного по проекту Александра Красносельского (ул. Щербаня, 1). В 1930-е годы рядом достроили и расширили городок 2-й клинической больницы — бывшей больницы Брянской колонии, которая существовала еще до революции. Были построены несколько корпусов индустриального техникума. И до, и после Великой Отечественной войны здесь строились жилые дома для рабочих.

К юго-западу от бывшей Брянской колонии расположен обширный район, где преобладает в основном одноэтажная застройка. Только на проспекте Ивана Мезепы (да недавнего времени пр. Петровского) — двух-пятиэтажные дома и несколько многоэтажек. Проспект Ивана Мазепы, плавно переходящий в улицу Киевскую — главная правобережная трасса на Киев. Проспект интенсивно застраивался в конце 1950-х — начале 1960-х годов. Здесь сохранились «сталинки» с характерными украшениями (например, жилой дом с поликлиникой по пр. Ивана Мезепы, 37). Еще в 1937 году по проспекту Петровского прошла трамвайная линия.

В середине 1920-х годов для рабочих завода им. Петровского возле самого предприятия построили «коттеджный» поселок имени Фрунзе. В 1932 году сюда провели трамвайную линию. Застройка поселка имени Фрунзе развивалась на протяжении еще нескольких десятилетий. Сейчас это район севернее проспекта Ивана Мазепы с улицами Костя Гордиенка (бывш. Матлахова), Владимира Ивасюка (бывш. Ногинская), Полковника Горленка (бывш. Революционная) и другими. В конце проспекта Ивана Мазепы и вдоль проспекта Металлургов расположен бывший поселок имени Крупской, начавший застраиваться также в довоенное время для рабочих завода им. Петровского. Поселок интересен тем, что в сталинское время здесь было целых 10 «Сталинских» улиц. Это нынешние улицы Александра Красносельского (бывш. Горная), Мужности (бывш. Восстания), Металлургическая и другие.

«Золотой век» Брянской колонии и окружающих ее рабочих поселков пришелся на первую половину ХХ века — эпоху ускоренной индустриализации. В 1913 году современники характеризовали колонию как «западноевропейское небольшое местечко» с образцовой планировкой и благоустройством. Со временем те же гигантские заводы уничтожили часть застройки, а оставшаяся часть постепенно пришла в упадок.

Подготовлено сообществом
«Екатеринославъ — Днепропетровск»
по материалам краеведа и историка
Максима Кавуна