Реставратор-переплетчик из Днепропетровщины прославил Украину (Фото)
В городе Каменское Днепропетровской области живет мастер, который занимается необычным ремеслом. Геннадий Темнышев – реставратор-переплетчик. Его работы завораживают дух и вызывают чувство гордости за талантливых украинских мастеров. Геннадий родился в семье художника. С детства ему прививали любовь к книгам, поэтому они для него – настоящая ценность. Реставратор-переплетчик считает, что «творчество – это оболочка, отделяющая тебя от окружающего мира и негатива. Тебе некогда смотреть, что происходит вокруг твоего маленького мира, в котором находишься только ты и творение, над которым работаешь. Это цена, которую приходится платить за искусство». Об особенностях ремесла, своей профессиональной мечте Геннадий Темнышев рассказал в эксклюзивном интервью «Вістям».
О любви к книгам
– Геннадий, расскажите о своем профессиональном росте. Как хобби мальчика переросло в серьезную работу мастера?
– Профессиональный рост не закончится никогда. На данном этапе я не считаю себя мастером. Я думаю, что всю жизнь будет стадия ученичества, потому что с каждой работой открываются новые нюансы, новые сложности, с которыми нужно справляться и искать для этого определенные подходы. Я занимался разной деятельностью, но книга всегда оставалась для меня очень важной. На протяжении всей жизни сталкивался с реставрацией разных изданий. Хобби и любовь к книгам сегодня стали моим главным заработком. Я счастлив, что могу делать то, к чему шел всю жизнь.
– Был ли у Вас наставник, который учил технологиям восстановления книг?
– Наставника, как такового, не было. Был период времени, когда я занимался переплетом книг на любительском уровне, работал с кожей и сталкивался с ремонтом. Некоторое время трудился в переплетной мастерской. Находясь в коллективе, почерпнул для себя много нового, но с реставрацией имел дело позже.
Победа на конкурсе
– Вы помните свою первую реставрацию?
– В 2018 году я, будучи непрофессиональным реставратором, принял участие в конкурсе молодых переплетчиков-реставраторов из стран СНГ. Один представлял Украину – больше украинских мастеров там не было. Занял первое место среди 20 участников. Мне помогли нестандартные авторские подходы к переплетному ремеслу, которые я осваивал сам. Тогда я впервые столкнулся с реставрацией. Один друг, коллекционирующий книги, прислал мне сборник рассказов Александра Сергеевича Пушкина 1887 года издания. Книга нуждалась в профессиональной реставрации: она была разорвана, бумага поражена «кислотностью», по фальцам были разрывы. Когда я увидел эту книгу, то растерялся. Друг в меня верил – познакомил с реставраторами, которые находились во Львове. В этом городе есть Украинская академия печати, там живут настоящие профессионалы. Я познакомился с девушкой-реставратором, Ульяной Романив. Она – основатель первого в Украине магазина реставрационных материалов, настоящий специалист. Ульяна уделила мне время, объяснила технологию данного процесса. Так как я «горел» сердцем к этому делу, то понимал ее с полуслова и быстро освоил технику. Это была моя первая победа и первая серьезная реставрация.
Ценный опыт
– Как правило, каждый мастер пользуется собственной технологией. Есть ли у Вас тайные приемы этого ремесла?
– Конечно, есть. Мои приемы не были вычитаны из книжек или кем-то рассказаны. Это – нюансы, с которыми я сталкивался в процессе работы и которые открывались мне как мастеру и человеку, «избранному» владеть определенными приемами. Реставратор и переплетчик – это разные профессии. Я их объединил благодаря своим технологиям и тайнам, о которых рассказать не могу. Верю, что придет время, когда у меня появятся ученики. Сейчас привлекаю к этому ремеслу своих детей. Они маленькие, но уже осваивают некоторые приемы. Хочу, чтобы мои дети тоже были переплетчиками-реставраторами.
– Делитесь ли Вы своими навыками и опытом с начинающими реставраторами?
– Я с удовольствием делюсь своим опытом: провожу мастер – классы, которые публикуются в Интернете. В личном общении также открываю навыки переплетного ремесла и реставрации. Молодое поколение чаще интересуется техникой переплета, нежели реставрации, потому что это требует большей усидчивости. Мне как художнику данная черта привита с детства. Могу работать, не вставая, на протяжении долгого времени.
Старинное послание
– Какая из Ваших работ запомнилась больше всего и чем?
– Все мои работы запомнились: каждая – особенная, каждую я полюбил и пережил – это как родить ребенка. К каждой работе – индивидуальный подход и особое отношение. Но, думаю, что книга Пушкина, о которой я рассказывал, – самая дорогая. Я ее храню и в дальнейшем передам внукам. Она для меня ценна, потому что принесла первую победу и прославила Украину на конкурсе. Мне встречались разные издания. Например, одно я купил у пожилой женщины. Это Псалтырь XIX века. Книга была в ужасном состоянии. Когда я ее разбирал, то в переплетной деревянной крышке под кожей обнаружил записку на старославянском языке. На ней от руки была написана молитва. Я ее сохранил и теперь называю «Молитвой переплетчика» (смеется). Представляю, что это переплетчики того времени передали для меня послание. Несколько раз я тоже оставлял в переплетных крышках записки для будущего поколения: делился технологией, которую применял. Это «привет» наследникам из 2015 – 2016 годов.
– У каждого мастера есть профессиональная мечта: у актера – заветная роль, у композитора – легендарная мелодия. Какую книгу Вы мечтаете отреставрировать?
– Сейчас делаю репринт книги Ивана Федорова «Апостол». Я подошел к этой работе очень серьезно. Это было моей целью и мечтой. На данном этапе есть человек, который заказал одну из книг. Я делаю 4 тома. Это будет эксклюзивный вариант: нужно было найти похожую бумагу, обработать текст и распечатать в профессиональном варианте. Я очень хотел бы своими руками и инструментом прикоснуться к оригиналу «Апостола».
Маргарита Сопильняк,
фото из архива Геннадия Темнышева