Реставратор-переплетчик из Днепропетровщины прославил Украину (Фото)

В городе Каменское Днепропетровской области живет мастер, который занимается необычным ремеслом. Геннадий Темнышев — реставратор-переплетчик. Его работы завораживают дух и вызывают чувство гордости за талантливых украинских мастеров. Геннадий родился в семье художника. С детства ему прививали любовь к книгам, поэтому они для него — настоящая ценность. Реставратор-переплетчик считает, что «творчество — это оболочка, отделяющая тебя от окружающего мира и негатива. Тебе некогда смотреть, что происходит вокруг твоего маленького мира, в котором находишься только ты и творение, над которым работаешь. Это цена, которую приходится платить за искусство». Об особенностях ремесла, своей профессиональной мечте Геннадий Темнышев рассказал в эксклюзивном интервью «Вістям».

Книга-победитель переплетчиика из Каменского

О любви к книгам 

— Геннадий, расскажите о своем профессиональном росте. Как хобби мальчика переросло в серьезную работу мастера?

— Профессиональный рост не закончится никогда. На данном этапе я не считаю себя мастером. Я думаю, что всю жизнь будет стадия ученичества, потому что с каждой работой открываются новые нюансы, новые сложности, с которыми нужно справляться и искать для этого определенные подходы. Я занимался разной деятельностью, но книга всегда оставалась для меня очень важной. На протяжении всей жизни сталкивался с реставрацией разных изданий. Хобби и  любовь к книгам сегодня стали моим главным заработком. Я счастлив, что могу делать то, к чему шел всю жизнь.

— Был ли у Вас наставник, который учил технологиям восстановления книг?

— Наставника, как такового, не было. Был период времени, когда я занимался переплетом книг на любительском уровне, работал с кожей и сталкивался с ремонтом. Некоторое время трудился в переплетной мастерской. Находясь в коллективе, почерпнул для себя много нового, но с реставрацией имел дело позже.

Победа на конкурсе

— Вы помните свою первую реставрацию?

— В 2018 году я, будучи непрофессиональным реставратором, принял  участие в конкурсе молодых переплетчиков-реставраторов из стран СНГ. Один представлял Украину — больше украинских мастеров там не было.  Занял первое место среди 20 участников. Мне помогли нестандартные авторские подходы к переплетному ремеслу, которые я  осваивал сам. Тогда я впервые столкнулся с реставрацией. Один друг, коллекционирующий книги, прислал мне сборник рассказов Александра Сергеевича Пушкина 1887 года издания. Книга нуждалась в профессиональной реставрации: она была разорвана, бумага поражена «кислотностью», по фальцам были разрывы. Когда я увидел эту книгу, то растерялся. Друг в меня верил — познакомил с реставраторами, которые находились во Львове. В этом городе есть Украинская академия печати, там живут настоящие профессионалы. Я познакомился с девушкой-реставратором, Ульяной Романив. Она — основатель  первого в Украине магазина реставрационных материалов, настоящий специалист. Ульяна уделила мне время, объяснила технологию данного процесса. Так как я «горел» сердцем к этому делу, то понимал ее с полуслова и быстро освоил технику. Это была моя первая победа и первая серьезная реставрация.

Ценный опыт       

— Как правило, каждый мастер пользуется собст­венной технологией. Есть ли у Вас тайные приемы этого ремесла?

—  Конечно, есть. Мои приемы не были вычитаны из книжек или кем-то рассказаны. Это — нюансы, с которыми я сталкивался в процессе работы и которые открывались мне как мастеру и человеку,  «избранному» владеть определенными приемами. Реставратор и переплетчик — это разные профессии. Я их объединил благодаря своим технологиям и тайнам, о которых  рассказать не могу. Верю, что придет время, когда у меня появятся ученики. Сейчас  привлекаю к этому ремеслу своих детей. Они маленькие, но уже осваивают некоторые приемы. Хочу, чтобы мои дети тоже были переплетчиками-реставраторами.

— Делитесь ли Вы своими навыками и опытом с начинающими реставраторами?

— Я с удовольствием делюсь своим опытом:  провожу мастер — классы, которые публикуются в Интернете. В личном общении также открываю навыки переплетного ремесла и реставрации. Молодое поколение чаще интересуется техникой переплета, нежели реставрации, потому что это требует большей усидчивости. Мне как художнику данная черта привита с детства. Могу работать, не вставая, на протяжении долгого времени.

Старинное послание 

— Какая из Ваших работ запомнилась больше всего и чем? 

— Все мои работы запомнились: каждая — особенная, каждую я полюбил и пережил — это как родить ребенка. К каждой работе — индивидуальный подход и особое отношение. Но, думаю, что книга Пушкина, о которой я рассказывал, — самая дорогая. Я ее храню и в дальнейшем передам внукам. Она для меня ценна, потому что принесла первую победу и прославила Украину на конкурсе.  Мне встречались разные издания. Например, одно я купил у пожилой женщины. Это Псалтырь XIX века. Книга была в ужасном состоянии. Когда я ее разбирал, то в переплетной деревянной крышке под кожей обнаружил записку на старославянском языке. На ней от руки была написана молитва. Я  ее сохранил и теперь называю «Молитвой переплетчика» (смеется). Представляю, что это  переплетчики того времени передали для меня послание. Несколько раз я тоже оставлял в переплетных крышках записки для будущего поколения: делился технологией, которую применял. Это «привет» наследникам из 2015 — 2016 годов.

— У каждого мастера есть профессиональная мечта: у актера — заветная роль, у композитора — легендарная мелодия. Какую книгу Вы мечтаете отреставрировать?

— Сейчас делаю репринт книги Ивана Федорова «Апостол». Я подошел к этой работе очень серьезно. Это было моей целью и мечтой. На данном этапе есть человек, который заказал одну из книг. Я делаю 4 тома. Это будет эксклюзивный вариант: нужно было найти похожую бумагу, обработать текст и распечатать в профессиональном варианте. Я очень хотел бы своими руками и инструментом прикоснуться к оригиналу «Апостола».

Маргарита Сопильняк,

фото из архива Геннадия Темнышева