Сегодня отмечается Международный день кино
В 1895 году французы Луи и Огюст Люмьер 28 декабря устроили в парижском “Гранд-кафе” на бульваре Капуцинок первый публичный платный просмотр ряда снятых ими короткометражек.
В этот день, 28 декабря 1895 года, французы Луи и Огюст Люмьер (ранее получившие патент на изобретенный ими аппарат “синематограф”) устроили в парижском “Гранд-кафе” на бульваре Капуцинок первый публичный платный просмотр ряда снятых ими короткометражек, сообщают РИА-Новости Украина.
Технология, которая позволила развиться кинематографу, возникла в начале 1830-х годов. Жозеф Плато в Бельгии и Симон фон Штампфер в Австрии почти одновременно изобрели устройство под названием фенакистоскоп (phenakistoscope), которое представляло собой вращающийся диск с отверстиями, при помощи которого можно было показывать серию рисунков, создавая эффект движущегося изображения.
Первую кинематографическую систему разработали Томас Эдисон и его соратник Уильям Диксон. В 1890 году они создали первую кинокамеру – кинетограф (kinetograph). В 1891 году появился первый кинетоскоп (kinetoscope) — прибор, позволяющий транслировать снятую пленку.
Созданный в 1895 году братьями Люмьер ”синематограф” значительно усовершенствовал технологию – сделал прибор меньше, легче и мобильнее и сократил расход пленки. 22 марта того же года на конференции, посвященной развитию французской фотопромышленности, братья Люмьер представили публике первый фильм на большом экране “Выход рабочих с фабрики”.
Первым примером игрового постановочного фильма стала комедийная лента братьев Люмьер ”Политый поливальщик” (Le Jardinier), которая была включена в программу первого кинопоказа 28 декабря 1895 года. “Политый поливальщик” обладал законченной повествовательной структурой. В фильме была экспозиция (человек поливает из шланга сад), завязка (мальчик за спиной поливальщика наступает на шланг), развитие действия с поворотной точкой (поливальщик в недоумении заглядывает в наконечник шланга), кульминация (мальчик убирает ногу со шланга, и струя воды ударяет в лицо поливальщика) и развязка (поливальщик бьет мальчика, тот убегает). Садовника сыграл Франсуа Клер, садовник поместья Люмьеров в Ла Сьота, а малолетнего хулигана — сын одного из слуг — Бенуа Дюваль.
В январе 1896 года состоялся показ легендарного “Прибытия поезда на вокзал Ла Сьота”, при виде которого некоторые впечатлительные зрители в ужасе вскакивали с мест, боясь получить травмы или быть задавленными. Совершенствование съемочной и проекционной техники способствовало возникновению новых художественных приемов съемки.
В 1896 году был создан первый фильм с использованием монтажа – картина французского режиссера Жоржа Мельеса “Спасение из реки”. Мельес также стал первым, кто использовал в кинематографе различные трюковые приемы (двойную экспозицию, совмещение разномасштабных изображений и др.).
К началу XX века длина кинокартин увеличилась до 200-300 метров (15-20 минут демонстрации). С усложнением и удлинением сюжета фильмов качественно изменился подход к режиссуре и приемам актерской игры, начали формироваться жанры кинематографа, оформилось их художественное своеобразие, специфический набор изобразительных приемов. Студии и кинотеатры стали массово открываться во всех странах мира.