В Днепре фасады домов украшают уникальные скульптуры (Фото)
Сегодня в Днепре осталось всего несколько сотен домов екатеринославской поры. Два десятка зданий в стиле классицизм, намного больше – в «кирпичном стиле», эклектике, модерне. Рассматривая фасады старинных домов, на многих из них мы можем видеть скульптуры или их элементы – говорящие призраки ушедшего города. Рассказывает Екатеринославъ – Днепропетровск.
Впервые скульптуру в оформлении зданий стали использовать в древнем Египте и Вавилоне. Это были фигуры богов, обычно в виде зверей или с головой зверя. Фигуры людей появились в древнегреческой архитектуре. Греки изобрели традицию маскировать несущие конструкции зданий фигурами атлантов и кариатид. Статуи кариатид – одетых женщин, использовали для поддержания портиков и балконов. Атланты – в древнегреческой мифологии титаны, боги второго поколения, дети неба и земли, поддерживавшие небесный свод. Фигуры атлантов активно применялись в европейской архитектурной традиции с эпохи Древнего Рима.
В Екатеринославе второй половины XIX века владельцы зданий активно использовали скульптуру в оформлении фасадов. Сегодня атлантов и кариатид можно перечесть по пальцам. Еще до недавнего времени два атланта поддерживали балкон полуразрушенного здания доходного дома Каца на проспекте Дмитрия Яворницкого, 43, постройки конца XIX века. Руины разобрали летом 2017 года, но скульптуры демонтировали. По ним должны сделать точные копии, которые планируют установить здесь же, но уже на новом здании. Несколько кариатид притаились на доме Боте, постройки 1890-х годов, на углу проспекта Дмитрия Яворницкого и улицы Шмидта. А лучших екатеринославских атлантов с улицы не заметишь – они украшают интерьер зрительного зала театра им. Шевченко. Еще одно здание с женскими статуями – старинный особняк Андерегга, (позже Уездная Земская Управа), постройки конца XIX века, на углу улиц Сечевых Стрельцов (бывш. Артема) и Шевченко. Здесь есть и кариатиды, и свободно стоящие статуи в нишах по фасаду. Здание знакомо нескольким поколениям днепропетровцев как кожно-венерологический диспансер. В 2016 году его отреставрировали, после чего особняк заняла Епархия Днепровского управления Украинской Православной Церкви.
Строители екатеринославских особняков соревновались в украшении фасадов скульптурными элементами. Излюбленные мотивы – хорошенькие упитанные амуры или их головы, изображения зверей, чаще всего львов. Из екатеринославских амуров лучшими можно считать двух амуров, несущих вензель владельца на арке особняка купца Пчелкина, построенного в 1898 году на Успенской площади, 5 (бывш. пл. Демьяна Бедного). Их собратья, правда не амуры, а аллегорические фигуры с факелом – размещены на старинном доме Шабад (бывшие меблированные комнаты) по улице Глинки, 12. Между ними дата сооружения здания – 1899 год. Львиные головы обычно украшали так называемый «замковый камень» – элемент фасада трапециевидной формы, размещенный над окнами. Например, особняк конца 1890-х годов на углу переулка Евгения Коновальца (бывш. Урицкого) и Соборной (бывш. Октябрьской) площади. Оригинальны известные многим горожанам «гномики», украшающие доходный дом Штейна, постройки 1890-х годов на улице Олеся Гончара, 4. Причина их появления неизвестна – скорее всего, это прихоть владельца.
Оригинальная скульптурная композиция находится на доме по улице Воскресенской (бывш. Ленина), 8. Это бывшая гостиница «Лондон», первоначально – доходный дом Бродского, который арендовало Общественное собрание. Это был аристократический клуб, устраивавший различные увеселительные мероприятия, в том числе музыкальные концерты. Здание построено около 1900 года. На уровне второго этажа в центре фасада можно увидеть фигуру безрукой музы, а над ней висит барельеф Бетховена. Почему из великих композиторов был выбран Бетховен – неясно, видимо, также по желанию заказчика.
Самое оригинальное скульптурное украшение в городе – это лягушки на ограде бывшего особняка промышленника Вюрглера по улице Писаржевского, 5. Особняк в стиле эклектики и модерна был построен в 1912 году, но позднее неоднократно перестраивался. Ограда же к счастью осталась нетронутой – на ней восседают внушительные жабы, и даже цементные водоросли прекрасно сохранились до наших дней. Во дворе особняка еще имеется фонтан со скульптурой лягушки. Мотивы странных украшений уже не одно десятилетие будоражат воображение краеведов и простых горожан. Существует мистическая легенда о том, что дочь Вюрглера утонула в болоте, и он таким образом увековечил ее память. Однако никаких свидетельств подлинности этой легенды найдено не было.
Несколько десятков скульптурных украшений на фасадах сохранившихся домов Екатеринослава – не просто свидетели прошлого. Это живое напоминание об ушедшем городе, о его людях и их эстетических вкусах, которые очень отличались от современных.
Подготовлено сообществом
«Екатеринославъ – Днепропетровск»
по материалам краеведа и историка
Максима Кавуна