В Украине будут штрафовать за рекламу

Украинская реклама дискриминационная, нарушает этические и нравственные нормы, а также правила приличия. За нарушение норм предусматривается штраф.

Но если раньше доказать противоправное деяние в суде было трудно из-за несовершенного законодательства, то теперь привлечь нерадивых ­рекламщиков будет легче.

Действующий ныне в Украине Закон «О рекламе» хоть и запрещает ущемление прав по гендерному признаку, но не содержит необходимых юридических терминов, поэтому интерпретация понятия «дискриминация» до сих пор оставалась на усмотрение государственных органов и суда. Но теперь и у юрис­тов, и у судей появится четкая «инструкция», что такое «дискриминационная реклама».

Во втором чтении депутаты приняли законопроект, вносящий изменения в профильный документ о рекламе, а также усиливается ответственность за сексизм на билбордах, ТВ и брошюрах.

«Законопроект содержит уточняющие понятия, которые помогут судам и юристам, а также дают рекламодателю четкое понимание, какой должна быть реклама и что там точно быть не должно», — говорит юрист Анастасия Андреева.

Так, запрещено будет показывать преимущество одного пола над другим — интеллектуальное, физическое, социальное. Нельзя будет демонстрировать стереотипные роли мужчины и женщины, показывать насилие по признаку пола, тело человека или определенные его части как сексуальный объект с целью привлечения внимания к рекламируемому продукту.

За соблюдением этических норм в рекламе следит Госпродпотребслужба. Только за последние полгода было заведено 67 дел о нарушении прав в рекламе, принято 17 предписаний о приостановлении демонстрации такой рекламы, а штраф за нарушение этических и нравственных норм получили 37 рекламодателей и перечислили в бюджет
146 тыс. грн.

«В новом законе прописаны и штрафы — за нарушение рекламодатель должен заплатить
сумму, эквивалентную 10 минимальным заработным платам», — сказала Анастасия Андреева. Она отметила, что пожаловаться на дискриминационную рекламу может каждый.

«Для этого нужно сфотографировать или записать видео с рекламой, которую считаете такой, что нарушает нравственные нормы, а потом зайти на сайт Госпродпотребслужбы и из меню выбрать пункт «заявление», заполнить его и прикрепить фото или видеоподтверждение, а также указать адрес, где такая реклама находится», — пояснила Анастасия Андреева.

Тамара Белкина
фото: из открытых источников