Юрий Кислейко рассказал, на какие товары днепряне жалуются чаще всего

Практически каждый человек хотя бы раз в жизни сталкивался с проблемами приобретения некачественных товаров или обслуживания. О том, как выйти из ситуации с наименьшими потерями для нервов, кошелька и впредь не попадаться на своих же ошибках, «Вісті» узнавали у начальника управления защиты прав потребителей ГУ Госпродпотребслужбы в Днепропетровской области Юрия Кислейко.

«Лидируют» окна

— Юрий Валерьевич, если сравнить 2016 и 2017 годы, то какой из них был более «весомым» по количеству обращений жителей нашего города, области? Чьи потребительские права были нарушены?

—  В 2017 году обращений было меньше. Это связано с тем, что в 2016 году действовал мораторий на плановые проверки, а в 2017-м ограничения были сняты, и у нас появилась возможность уделить субъектам хозяйствования больше внимания. По защите прав потребителей на рынках сбыта и в рекламе служба работает в полном объеме. Хочу отметить, что в 80% обращений мы возвращаем деньги за приобретенные некачественные товары. В остальном люди самостоятельно решают вопросы с предпринимателями, оказывающими услуги по продажам.

—  На какие товары жалуются чаще всего?

—  Я бы сказал, что у большинства жалоб — сезонный характер. Но все же, в первую очередь, речь идет о металлопластиковых окнах. На торговых площадях — возле рынков, магазинов, просто на улицах стоят «менеджеры», предлагающие по низким ценам конструкции якобы заводского производства. Заключают с покупателем договор, а когда привозят заказ, то чаще всего оказывается, что он не соответствует ожиданиям заказчика. К тому же не оговорены работы, которые должны быть выполнены после монтажа окон. Беда в том, что люди, соблазнившись ценой, как правило, подписывают договор, не читая. С одной стороны, они — обмануты, с другой, — предприниматель действовал согласно упомянутому договору, в котором не было отражено, кому и что обещано. Конечно же, потребитель пострадал, но по своей вине, так как обратился не в специализированный офис или магазин, где, прежде чем оформить заказ, можно все тщательно осмотреть. Предприниматели находят оправдание в том, что договор — типовой, одинаковый для всех. Но заказчик должен понимать, что, кроме договора, есть приложение к нему, в котором можно указать все свои пожелания. Это — письменное подтверждение факта заказа. В противном случае, даже в суде доказать обман потребителя практически невозможно. Кроме окон, в группе риска — обувь в момент сезонной распродажи со всевозможными скидками, и школьные товары. Продавцы, заинтересованные в максимальной реализации, будут расхваливать их на все лады, поэтому нужно быть очень внимательными. Если говорить об услугах, то я хотел бы обратить внимание на оформление путевок, так как близится сезон отпус­ков. Заключая договор, обязательно ознакомьтесь с перечнем услуг, предоставляемых турфирмой. Все должно быть четко оговорено и подписано обеими сторонами.

«Поле чудес» для мошенников

— Хотелось бы услышать Ваше мнение по поводу покупок в интернет-магазинах. Как в этом случае срабатывает защита от некачественных товаров?

—  Нынешние предприниматели стремятся уйти от оплаты складских помещений, торговых площадей и труда реализаторов.  Без­у­словно, и в дальнейшем интернет-торговля будет успешно развиваться, что привлекает разного рода мошенников. Они делают скриншоты (фото с экрана компьютера или телефона) страниц, отображающих то, что видят пользователи, и то, что интересует самих мошенников и дает им возможность представляться от имени фирмы-продавца. Хочу подчеркнуть такой момент: как правило, заказ в интернет-магазине оформляется с доставкой по месту жительства, работы, в почтовое отделение. Прежде чем его оплатить, тщательно осмотрите. Убедитесь в сохранности упаковки, товарного вида, вплоть до формы и цвета. Если, например, это бытовая техника, проверьте, как она работает. Обязательно наличие заполненного гарантийного талона и главное — чека, подтверждающего покупку. В общем, полученный товар должен полностью соответствовать тому, что вы заказывали. Только после этого следует оплата.

—  Как быть, если итернет-магазин требует задаток в счет последующей оплаты?

— Ни в коем случае не переводите на карточку никаких задатков! Ведь фактически вы не знаете, куда переводите свои деньги: физического адреса такого продавца нет. Возвращаясь к теме мошенничества, хочу обратить внимание на то, что мошенники особенно активны в преддверии любых праздников. Под видом представителей торговых сетей, городских и областных администраций ходят по домам, организациям, предлагая товары с огромными скидками. Ничего у них не покупайте, так как в этом случае наша служба не сможет защитить ваши права.

Что делать ­покупателю

— Мы выяснили, как должна оформляться покупка, но если, несмотря на все предосторожности, она оказалась некачественной, что делать покупателю?

—  Вернуться туда, где приобретали товар, написать заявление и приложить к нему копию чека —
главного документа, подтверждающего покупку. Нередко продавец, желая избежать волокиты, предлагает покупателю обратиться в сервисный центр, в то время, как по законодательству должен сделать это сам. Если в центре подтвердят несоответствие товара качественным характеристикам по вине производителя, то покупателю вернут за него деньги либо проведут ремонт. В том случае, если виноват покупатель, — предложат гарантийный ремонт: в обоих случаях на это отводится 14 дней. По согласованию сторон, например, при отсутствии комплектующих деталей, срок может быть продлен до 90 дней, но не более. На возврат денег отведено 7 дней с момента возврата товара.

—  Есть ли у службы рычаги влияния на «нарушителей», игнорирующих законодательство?

—  Если продавец отказывает вам в возмещении ущерба, нужно обратиться в наше управление с заявлением, в котором описана проблема, и приложенной к нему копией чека. Должно быть и документальное подтверждение отказа — это «плюс» к решению вашего вопроса, который мы согласовываем с Киевом. После этого служба, как контролирующий орган, выходит на проверку и выписывает «нарушителю» предписание на устранение выявленных недостатков. Наша задача — не штрафовать, а донести до предпринимателей и по­т­ребителей необходимость действовать в правовом поле, поэтому мы активно сотрудничаем со СМИ.

Хотелось бы поздравить всех с Международным днем потребителя и сказать: «Знайте о своих правах, и всегда будете защищены».

Наталия Терентьева,

фото автора