Как растаможить авто по новым правилам: цены, сроки

Верховная Рада на прошлой неделе приняла в первом чтении два законопроекта, касающихся растаможки авто на иностранной регистрации

Власти закон хвалят, но в движении “Автоевросила”  документ критикуют и настаивают на принятии законопроекта №3704, который урезает цену растаможки путем уменьшения налогов во время их ввоза в Украину, об этом публикует kurs.com.ua.

Сейчас идет работа над правками в принятые документы. Активисты будут пытаться добавить через депутатов в итоговый текст закона положения из законопроекта 3704.

Президент Владимир Зеленский называет принятые парламентом документы компромиссными: по его словам, льготами смогут воспользоваться полмиллиона “евробляхеров”. Но глава АЕС Олег Ярошевич после голосования Рады записал видеосообщение, в котором сообщил об острой необходимости доработать указанные законопроекты.

Одна из нардепов и авторов документа Ольга Василевская-Смаглюк убеждает, что законопроект сделает растаможку транспортных средств более доступной, поскольку ее стоимость составит €780 (по сегодняшнему курсу НБУ – около 26,4 тыс. грн), хотя ранее “евробляхерам” пришлось бы раскошелиться на все €2090 (70,8 тыс. грн). Иными словами, сумма уменьшится в 2,5 раза.

Глава налогового комитета Рады Данил Гетманцев называл цифру для большинства случаев в €1 тыс. (почти 34 тыс. грн). А соавтор законопроектов Алексей Ковальчук – €700-800 (23,7-27,1 тыс. грн). Но, несмотря на сокращение платы, народные избранники хотят урезать и сроки растаможки – в течение полугода (180 дней) с момента вступления указанных законов в силу.

Отметим, активисты предлагают увеличить сроки растаможки до 270 дней.

Почему “евробляхеры” против?

Во-первых, представители АЕС полагают, что принятые в первом чтении законопроекты несправедливы относительно стоимости самого авто, которое необходимо растаможить. Если автомобиль стоит €2 тыс., а плата за растаможку составит €1 тыс., то и собственнику дорогой иномарки, скажем, за €50 тыс., придется раскошелиться на ту же сумму.

Во-вторых, законопроект 4643-д имеет еще две загвоздки: он касается только легковушек, полу- и грузовых машин, и не облегчает растаможку для тех, кто мог бы претендовать на льготы, например, участникам АТО, родителям многодетных семей и пр. О необходимости поблажек для льготников детальнее говорил сам глава движения Ярошевич в своем видеообращении.

От чего будет зависеть стоимость растаможки

В предлагаемых законопроектах цена растаможки “евробляхи” будет зависеть от трех показателей:

объема двигателя (сумма ставки высчитывается умножением показателя на коэффициент);
года выпуска (если от даты ее изготовления прошло менее 10 лет, то эта ставка не насчитывается);
типа двигателя (если авто на дизеле, придется доплатить еще €100).

Стоимость можно легко проверить самостоятельно посредством калькулятора на сайте АЕС. К примеру, если взять Honda Accord 2006 года выпуска с объемом на 2000 куб.см, то собственнику придется заплатить €775 (26,3 тыс. грн). Если у вас Peugeot 206 2008 года на 1400 куб.см, то растаможка обойдется ровно в те же деньги.

Можно ли растаможить самому

Как отмечают некоторые автоюристы и сами брокеры, так как закон еще не принят во втором чтении, о самостоятельном способе растаможки авто говорить рано.

“Разговоры ходят, но документально это нигде не прописано. Многие “евробляхеры” хотят, конечно же, сами прийти со стопкой документов, положить их в окошко. Машина растаможилась, собственнику дали документы, а он поехал в МРЭО и стал на учет. Если депутаты упростят систему, я только за”, – отмечает один из брокеров.

По его словам, многие его коллеги останутся без работы, но с бюрократией необходимо что-то делать: относительно дистанционного снятия с учета есть желание, но возможности пока нет.

Обойтись без брокера желание у многих есть, но механизм в предлагаемых законопроектах не прописан. Нет такого, чтобы человек сам, в обход всего решил проблему”, – вторит брокеру другой автоюрист.

И добавляет, что вопрос действительно острый: некоторые брокеры оказываются аферистами, хоть и достаточно редко.

Если все-таки с брокером – пошаговая инструкция

Для растаможки авто необходимо подготовить пакет следующих документов:

  • техпаспорт, в котором указан адрес отдела коммуникаций;
  • паспорт с идентификационным кодом;
  • свидетельство о регистрации транспортного средства. Как пояснили в АЕС, в зависимости от страны
  • регистрации, в этом свидетельстве может стоять отметка о снятии автомобиля с регистрационного учета.
  • Некоторые страны (например, Литва) таких отметок не ставят, но вместо этого там дают специальный
  • документ, который также должен быть на руках;
  • договор купли-продажи (купчая), в соответствии с которым определены условия того, какой, у кого и за
  • сколько автомобиль вы покупаете. Документ существует в двух экземплярах – один у покупателя, второй – у продавца;
  • при наличии – другие документы, подтверждающие стоимость авто: инвойс, экспортная декларация и т.д.

Чтобы растаможить авто, необходимо с договором купли-продажи поехать в заграничный отдел коммуникаций, который указан в техпаспорте, и снять автомобиль с учета. В любом МРЭО этого сделать не получится. Там собственник авто и снимает его с учета. Ему выдают транзитные номера, он становится по месту в электронную очередь, беря талончик.

Человека вызывают на заполнение необходимых бланков. Все эти данные практически переписываются с договора купли-продажи. Техпаспорт заберут и выдадут временный.

Правда, и тут без иностранного брокера не обойтись, так как надо сделать экспортную декларацию. Такая услуга будет стоить €50-100 (1,7-3,4 тыс. грн). Но и тут можно сэкономить, поясняют брокеры.

Например, если речь идет об авто на польских номерах, то на таможенном посту Ягодын этой декларации не требуют. На всех остальных пунктах документ попросят обязательно.

После этого нужно сфотографировать все документы (купчая, транзитный техпаспорт, справка о снятии с учета, паспорт, идентификационный код, загранпаспорт) и сбросить брокеру. Также надо будет оплатить всю сумму таможенных платежей на счет таможни.

Последнее можно сделать либо самостоятельно через онлайн-банкинг (Приват24, monobank и т.д.), введя IBAN (е-чек об оплате нужно сбросить брокеру), либо через банковское отделение. После того, как брокер получит подтверждение оплаты, он пришлет номер предварительной декларации. С этого момента “евробляхер” может ехать на границу.

Главное, как отмечают автоюристы, в этом случае необходимо ехать по “красному” коридору, поскольку “зеленый” коридор предназначен для транзитных авто. После прохождения польской таможни на украинской собственнику авто проштампуют все документы, за что возьмут в среднем 100-300 грн.

С момента прохождения границы у владельца авто будет 10 дней, чтобы сделать техосмотр и приехать в зону таможенного оформления – таможенный терминал, пройдя сертификацию. Таможенный инспектор проведет осмотр автомобиля, “прогонит” его через базу, сравнивая со средней рыночной ценой.

Если все проходит успешно, собственник машины получает таможенную декларацию, с которой едет в МРЭО, записавшись предварительно в электронную очередь. При этом, как говорят в АЕС, с растаможкой стоило бы поспешить, поскольку очереди желающих в МРЭО Литвы и Польши начали стремительно расти, поэтому процесс может затянуться.

фото: из открытых источников