Малярийная станция и дом моделей: в центре Днепра сохранилась уникальная усадьба (Фото)

Большая родовая усадьба известной купеческой семьи Пчёлкиных находилась на Успенской площади (до недавнего времени – пл. Демьяна Бедного, 5) в Днепре, где в 1860-х годах был построен большой деревянный, на каменном фундаменте дом. В 1898 году купец первой гильдии Давид Васильевич Пчёлкин сооружает в семейной усадьбе новый каменный особняк. Автором его проекта стал екатеринославский городской архитектор Дмитрий Скоробогатов. Одноэтажный особняк получил пышное эклектическое внешнее решение с многочисленными лепными вставками, бриллиантовым рустом, сложными тягами карнизов. Отдельного внимания заслуживают пышные ворота, которые украшают амуры, держащие гербовый щит с монограммой владельца – «ПД». Рассказывает Екатеринославъ – Днепропетровск.

Внутренняя отделка дома не уступала пышности фасада. На сегодня в особняке сохранился роскошный зал в стиле ренессанс, разделённый пополам колоннадой. Уникальна восточная отделка небольшого будуара с альковом. Поражает частично сохранившаяся роспись стен, даже не столько характером рисунка, а тем, что она уцелела, поскольку ни в одном другом помещении города не сохранились росписи дореволюционных времен. К уникальным элементам декора интерьеров относятся и уцелевшая лепка в русском стиле на потолке столовой, мраморные камины и старинный паркет.

В начале 1920-х годов национализированный особняк использовался для размещения разнообразных сельскохозяйственных учреждений. Здесь работали Екатеринославская областная сельскохозяйственная опытная станция, отделение Всеукраинского общества семеноводства, Окружная санитарная лаборатория, Екатеринославская краевая сельскохозяйственная исследовательская организация и т.д. Сотрудники этих структур даже успели создать жилищный кооператив, и во второй половине 1920-х годов выстроить на усадьбе два неуклюжих двухэтажных корпуса с покомнатным заселением.

На 1930 год все эти сельскохозяйственные учреждения были реорганизованы в Институт кукурузы, а часть усадьбы заняла Окружная малярийная станция. В середине 1930-х годов все учреждения и жильцы из усадьбы были отселены и в ней разместились курсы марксизма-ленинизма. В роскошном особняке был проведён ремонт и создан большой лекционный зал. Для этого уничтожили часть комнат, расположенных во дворовом крыле. На территории усадьбы также были размещены квартиры персонала и общежитие для приезжих слушателей курсов.

Как использовались здания усадьбы во время немецкой оккупации не известно, но уже с 1944 года возобновили свою деятельность партийные курсы. Теперь они занимали только особняк, так как большая часть зданий усадьбы пошла под коммуналки. Это вносило в их работу определённые неудобства, но приходилось терпеть. Лишь в конце 1950-х годов курсы, перебравшись в другое помещение, навсегда оставили бывший особняк Пчёлкина.

На смену партийным курсам в просторные залы старинного здания надолго въехал городской Дом моделей. Лекционный зал был преобразован в мастерскую, а парадный – в демонстрационную с небольшим подиумом и рядами кресел. Жизнь в Доме моделей была не бедной и весёлой, в то время когда другие корпуса усадьбы понемногу разрушались, и проживание в них становилось всё более тяжелым и рискованным.

Заявка на реконструкцию усадьбы была подана в 1970-х годах, когда был снесён старый деревянный дом, возраст которого к тому времени перевалил за столетний рубеж. Но освобождённый участок оказался недостаточным для советского индустриального строительства, а отселить плотно заселённые коммуналками дворовые корпуса оказалось не легко. Поэтому большой пустырь в центре города надолго был законсервирован. Только уже при независимой Украине коммуналки были расселены, и впоследствии на дворовом участке вырос небольшой дом.

Судьба особняка сложилась более удачно чем судьба усадьбы. После закрытия Дома моделей и приватизации здания, в нём работало несколько салонов, которые были заинтересованы в сохранении пышности интерьеров. А в 1996 году особняк даже получил статус достопримечательности архитектуры.

Во второй половине ХХ века, в разгаре советской власти, в чьей-то голове родилась мысль, якобы инициалы «ПД», которые украшают парадные ворота этого дома, расшифровываются как «Публичный Дом». Только слабое знание истории города и богатое воображение могло породить эту небылицу, которая настолько прочно укоренилась в сознании горожан, что никакие попытки краеведов не смогли её переломить. Как следствие – в 1990-х годах это привело к попытке сбить инициалы, а в 2000-х их прикрыли рекламой. Сомнительная слава за этим, одним из наиболее роскошных и хорошо сохранённых особняков старого Екатеринослава, закрепилась кажется уже навечно.

Подготовлено сообществом
«Екатеринославъ – Днепропетровск»
по материалам краеведа и историка
Валентина Старостина